Анализ работы библиотеки за 2022-2023 учебный год

Приоритетные направления деятельности МБОУ- СОШ №8 в рамках
национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:
• повышение качества образования;
• система поддержки талантливых детей;
• развитие учительского потенциала;
• современная школьная инфраструктура;
• здоровье школьников;
• совершенствование системы патриотического, духовнонравственного воспитания обучающихся.
Проблема, над которой работает школа: «Качество образования через
развитие личности учащихся в условиях модернизации образования»
Приоритетные направления деятельности школьной библиотеки:
привлечение к чтению максимального количества учащихся;
пропаганда литературы в помощь учебному процессу;
• развитие навыков интеллектуального общения;
• воспитание читательской культуры.
Участие библиотеки в международной акции «Читаем детям о войне»,
во всероссийской акции «Я помню, я горжусь», во всероссийской акции
«Сирень Победы»
•
•

Анализ работы библиотеки
МБОУ- СОШ №8
за 2022 – 2023 гг.
Контрольные показатели.

книгообеспеченность

книжный фонд
художе
ственна
яи
методи
ческая
литера
тура

элект
ронн
ые
носит
ели

6141

6367

7703

7610

102

11,3

0,59

17,3

621

6241

6357

10976

7704

7610

102

11,3

0,61

17,3

617

6361

6257

10976

7677

7610

102

11,1

0,58

17,1

обращаемость

учебн
ики

посещаемость

623

обща
я
числе
нност
ь по
состо
янию
на
01.09.
2022
10976

книговыдач

посещений

2021
2122
2223

количество

читателей

год

2. Аналитическая часть анализа.
2.1. Важные события года:
2010-2020 -Десятилетие ООН, посвященное пустыням и борьбе с
опустыниванием.
2011-2020 - Десятилетие ООН, посвященное пустыням и борьбе с
опустыниванием.
2011-2020 -Десятилетие биологического разнообразия.
2020- Год памяти и славы в России
2020- Год народного творчества
2020- Год гуманитарного сотрудничества Египта и России
2020- Год интеллектуальной собственности и изобретательства
2021-Год науки и технологий
2022- Год культурного наследия
2023 Год педагога и наставника
Международная акция «Читаем детям о войне»
Всероссийская акция «Я помню, я горжусь»
Всероссийская акции «Сирень Победы»
Городская акция «Зеленая ленточка»
2.2. Обслуживание читателей:
1. Анализируя контрольные показатели за прошедшие три года, необходимо
отметить устойчивую динамику. Количество посещений в 2020-2021
учебном году по сравнению с прошлым учебным годом осталось на прежнем
уровне. Это обусловлено проведением массовых мероприятий, отсюда и
книговыдача по сравнению с 2020-2021 учебным годом осталась на прежнем
уровне.
2. Потребности читателей и их удовлетворение.
Обеспечивая учебно-воспитательный процесс путем библиотечного и
информационно-библиографического обслуживания учащихся и учителей,
выполнялись библиографические справки, подбиралась необходимая
литература по следующим темам: ко Дню учителя, пожилого человека, ко
дню матери подборка стихов, разработок мероприятий , подвиги
армавирцев в годы ВОВ, памятные места в городе, города воинской славы
РФ, материал к году экологии, дню письменности. Тематика запросов
читателей разнообразна, новые запросы читателей обусловлены
необходимостью получить информацию к важным событиям года.
3. Работа по привлечению читателей.

С целью привлечения читателей в библиотеке расширен открытый доступ к
библиотечному фонду. Постоянно обновляется подборка художественной
литературы «Прочти – это интересно», «А ты читал эти книги?»,
обновляется выставка «Читающий мир Кубани», «Это новинка», «В
помощь учителю», «Кубань моя,- степная дочь России», традиционно
проводится акция «Книга едет к тебе».
4. Направления и формы работы с читателями.
Необходимо отметить работу библиотечного актива школьной
библиотеки , в состав которого входят ребята из неблагополучных семей и
состоящие на учете в школе и ОПДН. Эти ребята члены клуба «Пять
острых углов», а также активно участвуют в подготовке и проведении
библиотечных мероприятий таких, как «Книги наши верные друзья»,
«Посвящение первоклассников в читатели»; в организации акции «Мой
портрет с любимой книгой» и др. В библиотеке ребята чувствуют себя
уверенными, необходимыми другим, видят результаты своего труда. Всегда
с удовольствием приходит в библиотеку.
5. Инновации в библиотечном и справочно-информационном
обслуживании. Новые формы в обслуживании читателей.
Читатели в библиотеке имеют возможность работать не только на
книжных носителях, но и пользоваться электронными справочниками,
участвовать в обсуждении просмотренных фильмов. Новые формы в
обслуживании целесообразны и работа в этом направлении будет
продолжена в следующем году.
Массовая работа:
6. Книжно – иллюстративные выставки:
• «Великому писателю посвящается…». Ко дню рождения
И.А.Бунина. Выставка – представление посвящена писателям
юбилярам. Цель проведения выставки: познакомит учащихся с
творчеством писателя. На выставке представлены произведения
И.А.Бунина, фотографии, иллюстрации к произведениям. Итог:
посетило выставку 82 человека, учащиеся открыли новые страницы
творчества писателя.
• «Листая страницы…». Ко дню со дня рождения русского писателя,
А.И.Куприна. Выставка посвящена писателям-юбилярам. Цель
выставки: познакомить учащихся с творчеством писателя, его
произведениями, расширить кругозор. Выставку посетило 36 человек.

• «Исповедь хулигана» Ко дню рождения поэта, Сергея Есенина. Цель
проведения выставки: познакомить с творчеством поэта, его
произведениями. На выставке представлены фотографии,
иллюстративный материал. Итог: посетило выставку 56 человек.
Выставки на полках стеллажей:
2022- Год культурного наследия
Цель выставки: познакомить учащихся с историей своей страны и ее
культурой. На выставке представлены статьи журналов, фотографии.
Итог выставки: повышенный интерес к культуре своей страны.
«Победа деда-моя победа». Ко дню победы в ВОВ. Цель выставки:
патриотическое воспитание учащихся, познакомить с произведениями о
войне. Итог выставки: повышенный интерес к выставленным
произведениям.
6. Мероприятия (по направлениям):
Патриотическое воспитание
С целью привлечения читателей в школьную библиотеку, ознакомления
с новой литературой патриотического содержания библиотека
традиционно провела цикл мероприятий, посвященных дню города:
виртуальную экскурсию «Улицы как мосты нашей памяти», урокипредставления «История транспорта Армавира», «Память о бесстрашном
генерале Зассе Г.Х. жива», «Дом, где живут тайны». Мероприятия
проведены в рамках месячника школьных библиотек.
В рамках краевой акции «Помним! Чтим! Гордимся!» в библиотеке
МБОУ - СОШ № 8. 26.01.23 г традиционно состоялся проект «Читающая
мама», посвящённый годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
С незапамятных времен дети принимали активное участие в войнах и
сражениях, помогая взрослым.
Примеров тому в истории великое
множество. В средние века юные пажи и оруженосцы ухаживали за
оружием и доспехами рыцарей. В восемнадцатом веке восьмилетние
парнишки перезаряжали пушки на военных кораблях. До девятнадцатого
века в армиях разных стран мальчишки, достигшие десяти лет, могли
служить барабанщиками. Русская армия не была исключением.
В Центральной детской библиотеке имени З. Космодемьянской
символический огонек памяти, как частицу Вечного огня, библиотекари
вместе с первоклассниками школы № 8 зажгли в память о погибших юных
героях – антифашистах. Ребята узнали, что восьмое февраля является
Денем
памяти юного героя-антифашиста. Услышали трагическую
историю жизни двух мальчиков разной национальности: француза Даниэля
Фери и иракского мальчика Фадыла Джамаля, делавших общее дело и
погибших восьмого февраля, только в разные годы.
Немало
героических
страниц
вписано
в
историю
Великой Отечественной войны нашей Кубанью. И среди многочисленных
эпизодов самопожертвования и героизма золотом сияют имена мальчишек

и девчонок, уроженцев кубанских хуторов, станиц и городов, не жалевших
ни сил, ни даже самой жизни ради достижения победы над ненавистным
врагом. У них разные имена, но старшие дали им общее имя - орлята. Это
значит отважные, смелые.
Перед глазами нынешних мальчишек и девчонок проплывала хроника
войны и лица тех, кто остался в народной памяти: Венера Павленко и Клара
Навальнева, Витя Новицкий и Леня Таранник, Коля Шульга … Имена…
Имена… Имена… юных патриотов, вместе со взрослыми, вставшими на
защиту родной страны. Ребята с большим вниманием посмотрели
отрывок из Х/Ф «Орленок» о своих сверстниках, помогавших партизанамподпольщикам. На встречу к ребятам пришла Лептюхова В.И., лектор
комиссии по военно-патриотическому воспитанию Армавирского городского
Совета ветеранов. Она рассказала школьникам о пионерах - героях, которые
помогали взрослым одолеть лютого врага и ставшими настоящими
героями: о Марате Казее, Лене Голикове и других юных бойцах, которыми
гордится наша страна. Не оставил ребят равнодушными рассказ о
японской девочке Садако, боровшейся со смертельной болезнью результатом атомной бомбардировки японских городов, о бумажном
журавлике – символе надежды и мира.
На память о встрече ребята получили журавликов, чтобы память о
юных героях навсегда осталась в их сердцах.
За мужество и отвагу, проявленные в годы войны более 3,5 млн.
мальчишек и девчонок были награждены орденами и медалями Советского
Союза. 7000 удостоены звания Героя Советского Союза.
Вечная память юным героям – антифашистам!
Здоровый образ жизни
С целью привития здорового образа жизни библиотека провела
дискуссию «Молодежь и новые формы химической зависимости».
Девятиклассники дискутировали на такие вопросы, как Что такое
наркомания? Опасно ли курение? Лечиться ли наркотическая зависимость?
Большинство учащихся отметило отрицательное влияние химической
зависимости на личность. В дискуссии приняло участие 45 человек.
Работа клуба «Пять острых углов»
В дискуссионном клубе «Пять углов» для учеников шестого класса прошел
урок мужества «Они сражались за Родину». Цель: познакомиться с
героическими страницами нашей родины, воспитывать патриотические
чувства юных читателей.
Немало
героических
страниц
вписано
в
историю
Великой Отечественной войны нашей Кубанью. И среди многочисленных
эпизодов самопожертвования и героизма золотом сияют имена мальчишек
и девчонок, уроженцев кубанских хуторов, станиц и городов, не жалевших
ни сил, ни даже самой жизни ради достижения победы над ненавистным

врагом. Были юные подпольщики, партизаны. Среди них и имена братьев
Игнатовых Евгения и Геннадия, которые вместе с отцом и матерью ушли в
партизанский отряд.
С большим вниманием слушали ребята рассказ о подвиге братьев, которые
ценой собственной жизни взорвали вражеский эшелон. Указом президиума
Верховного Совета СССР Евгению и Геннадию было присвоено звание
Героев Советского Союза (посмертно). Память о подвиге молодых людей
хранится в памяти потомков. Именем братьев Игнатовых названы улица и
библиотека в г. Краснодаре. Перед глазами нынешних мальчишек и девчонок
проплывала хроника войны и лица тех, кто остался в народной памяти:
Женя Попов, восьмиклассник из Майкопа, подпольщик; Леня Объедко,
нарушавший связь гитлеровских частей со штабом;
Венера Павленко,
Клара Навальнева, Витя Новицкий, Владик Каширин, Коля Шульга …
Имена… Имена… Имена… юных патриотов, вместе со взрослыми,
вставшими на защиту родной страны.
Со своим проектом «Я помню, я горжусь» выступила перед
четвероклассниками ученица 6 «а» класса Пастухова А. Она рассказала о
своей прабабушке, которая во время войны была медсестрой, прочитала
свое стихотворение, посвященное ей. Вспомнили ребята героев, чьими
именами названы улицы нашего города. С гордостью рассказали они о своих
родных, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Эстетическое воспитание
Библиотека для учеников седьмого класса провела круглый стол
«Имею право на права». Цель: дать представление о том, что дети имеют
неотъемлемые права, закрепленные в Конвенции о правах ребенка. Разговор
шел о том, есть ли у маленьких граждан свои права, знают ли их ребята,
кто в государстве обязан защищать права детей. Ребята рассказали о том,
что свое право древний человек отстаивал силой. Долгое время в истории
человечества царил закон « око за око, зуб за зуб». Но как только появилось
государство, у слабых и обиженных появился могущественный заступник.
Ребята узнали, что после Второй миррой войны в октябре 1945г. была
создана ООН, чтобы разногласия и противоречия между странами решать
мирным путем. В 1948г. государства, входящие в ООН, подписали
«Всеобщую декларацию прав человека», документ, в котором гражданам
декларируют права и свободы. Но дети нуждаются в особом внимании и
заботе. Именно поэтому в 1989г. ООН приняла особый документ под
названием «Конвенция о правах ребенка», с которым ребята и
познакомились. Закрепить свои знания они смогли, ответив на вопросы
викторины « Права литературных героев», разгадав кроссворд «Имею
право». Понравилась ученикам и игра «Волшебный сундучок». Из сундучка по
очереди доставались предметы, символизирующие знакомые всем права
человека : свидетельство о рождении, домик конверт, книга…, а ребята

должны были сказать о каком праве напоминает этот предмет. С большим
интересом они посмотрели ролик права детей в мультфильмах.
2.3. Организация библиотечных фондов:
Политика формирования фондов. С целью пополнения и обновления фонда
библиотеки планируется приобретение программной художественной,
справочной литературы, словарей, литературы для младшего школьного
возраста.
Работа с фондом художественной литературы
• Обеспечивался свободный доступ к художественному фонду и фонду
периодики учащимся 1-4 классов.
• С целью сохранения книжного и учебного фонда литературы
регулярно проводились рекомендательные беседы при выдаче книг и
журналов.
• Соблюдалась правильная расстановка фонда на стеллажах, велось
систематическое наблюдение за своевременным возвратом в
библиотеке выданных изданий.
• Работа с читательскими формулярами: ликвидация задолженности у
читателей.
• В рамках месячника ШБ
библиотека провела акцию «Подари
школьной библиотеке книгу». Школьная библиотека пополнилась
хорошими детскими изданиями.
Работа с фондом учебной литературы
• Организована выдача учебников по графику в сентябре месяце.
• Проведена перерегистрация учащихся в школьную библиотеку в
течение сентября-октября месяца.
• Закуплены учебники в 2023 года на сумму 1822744,55 тысяч рублей,
оприходованы расставлены в книгохранилище, полнена картотека
учебников.
• Организован сбор учебников в мае 2023года по графику.
Комплектование фонда периодики
• Проведены консультации по подписной кампании на первое и второе
полугодие 2023года.
• Оформлена подписка 11 периодических изданий на сумму 14668,09
рублей.

Движение фонда

1. В 2023году были списаны учебники в количестве 30022 экземпляров на
сумму 950075,23 рублей 16 копеек , неиспользуемых в учебном процессе
.
Обеспечение сохранности библиотечных фондов
• Проведены рейды по классам с целью проверки состояния учебников.
2.4. Информационно-библиографическая работа:
СБА: данные о состоянии каталогов и картотек
В школьной библиотеке в наличие систематический каталог; картотеки
школьных праздников и газетно-журнальных статей, картотека статей по
кубановедению
Справочно-информационная работа:
За учебный год было выполнено 5 библиографических справок
Повышение информационной культуры (библиотечные уроки
Проведены библиотечные уроки согласно утвержденному графику:
а) во 2-ых классах «Выбор книг в библиотеке»; «Структура книги.
(Обложка, корешок, страницы, иллюстрации)»;
б) в 3-ых классах «Знакомство с кругом научно-познавательной литературы
для младших школьников»; «О книге и библиотеке» (экскурсия в ЦДБ);
в) в 4-ых классах «Первые энциклопедии, словари, справочники»; «Структура
книги. (Аннотация, предисловие, послесловие, содержание, словарь)»,
«Выбор книг в библиотеке»;
г) в 5-ых классах «Твой новый учебник, его структура»; «Выбор книг.
Библиографические указатели»; «Записи о прочитанном. Дневник чтения.
Оформление дневника»;
д) в 6-ых классах «Как читать книгу»; «Записи о прочитанном. Отзыв о
книге», «Энциклопедия. Книги энциклопедического характера»;
е) в 7-ых классах «Периодические издания, адресованные подросткам»;
«Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при
чтении»;
«Книги о науке и технике»;
ж) в 8-ых классах «Книга и ее создатели. Структура книги, использование
ее научно-справочного аппарата»; «СБА школьной библиотеки»;
з) в 9-ых классах «Справочная литература, использование
библиографических пособий при поиске и выборе литературе»; «Методы

самостоятельной работы с литературой»; «Справочно-библиографический
аппарат БИЦ».
Цель библиотечных уроков: сознательно и бережно относиться к книге,
испытывать потребность в систематическом и разнообразном чтении;
знать и выполнять правила обращения с книгой; иметь представление о
структуре книги; владеть навыком самостоятельного выбора книг, уметь
пользоваться ее справочным аппаратом, получить информацию о
периодических изданиях, знать о СБА библиотеки.
Цель на библиотечных уроках достигнута, ребята усвоили материал. В
следующем году библиотека продолжит работу по библиотечнобиблиографическим и информационным знаниям.
Библиографическая продукция: подготовленные рекомендательные списки
• Рекомендательный список для чтения на лето для 5-7 классов;
• Рекомендательный список для чтения на лето для 8-11 классов;
были пополнены информационные или тематические папки:
• - «История, политика Краснодарского края»;
• - «Поэты и писатели Кубани»;
• - «Похитители рассудка: табакокурение, алкоголизм, наркомания»;
• - «Экология России и Кубани»;
• - «Здоровый образ жизни»;
• - «Исторические и культурные памятники Армавира»
Дни (часы) библиографии
21 ноября день словарей
2.5. Внешняя деятельность библиотеки:
Связь с библиотеками города
В 2022-2023 году библиотека МБОУ-СОШ № 8 продолжила
сотрудничество с ЦДБ им. З.Космодемьянской. Ученики 6 «А» класса стали
активными участниками мероприятий, проводимых совместно с
библиотекой им.З.Космодемьянской. Ребята с удовольствием участвовали в
викторинах и играх.
Рекламная деятельность
В библиотеке был обновлен стенд «Клуб друзей Читайки», выставка
«Любовь к Отечеству сквозь таинство страниц»
В рамках общешкольных мероприятий, посвященных Дню школьного
библиотекаря, проведена акция «Книга на постаменте» в ней приняли
участие учащиеся 5-7 классов, где они были активными участниками,
представившими свои презентации.
В заключение анализа работы, исходя из возникших проблем, задачи на
будущий учебный год:

- обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем
библиотечного и информационно-библиографического обслуживания
учащихся и педагогов;
- обучение читателей пользованию книгой и другими носителями
информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
- совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных
технологий.

Пономаренко
Карина
Геворговна

Подписано: Пономаренко Карина
Геворговна
DN: cn=Пономаренко Карина Геворговна, c=
RU, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
- СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №8, email=school8.armavir@mail.ru
Дата: 2023.12.21 09:48:10 +03'00'


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».