МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Управление образования муниципального образования город Армавир
Подписано: Пономаренко Карина Геворговна
DN: cn=Пономаренко Карина Геворговна, c=RU, o=
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№8, email=school8.armavir@mail.ru
Дата: 2024.10.30 11:32:58 +03'00'
МБОУ - СОШ № 8
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель МО
учителей истории и
географии
Заместитель директора
по УР
Директор школы
__________М.В. Кобченко
___________Т.Б. Руденко
Приказ № 01-12/198 от
«30» августа 2024 г.
Приказ № 01-12/198 от
«30» август 2024 г.
Протокол № 1 от «29»
августа 2024 г.
_______К.Г. Пономаренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5059033)
учебного предмета Основы финансовой грамотности
для обучающихся классов
город Армавир, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Общая характеристика
Рабочая программа по «Основы финансовой грамотности» для
обучающихся 10 и 11 классов разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых
к образованию, и традиций российского образования, которые
обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими
основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России,
программы развития и формирования универсальных учебных действий,
которые
обеспечивают
формирование
российской
гражданской
идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими
основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств
личности.
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с
многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс
взаимодействия с финансовыми институтами. Такое взаимодействие
начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач
постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка
необходимо сформировать те базовые знания и умения, которые в
последующем позволят ему принимать рациональные финансовые решения,
решать возникающие финансовые проблемы, своевременно распознавать
финансовые мошенничества. Курс «Основы финансовой грамотности» для
10–11 классов является логичным продолжением целостной программы
основ финансовой грамотности для обучающихся 1–9 классов.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который
обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. У
них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также
необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Курс «Финансовая грамотность» для 10–11 классов разбит на
тематические модули, изучение которых обеспечит освоение широкого
спектра финансовой информации по вопросам, наиболее интересующим
молодых людей в этом возрасте. Поскольку модули подготовлены с учётом
тех конкретных практических задач, которые придётся решать молодым
людям на определённом этапе их жизни, это позволит обучающимся
выстроить собственную образовательную траекторию и получить
углублённые знания именно по тем финансовым проблемам, которые они
посчитают наиболее полезными для себя: «Страхование», «Фондовый
рынок», «Банки», «Финансовые риски и финансовая безопасность», «Пенсия
и пенсионные накопления».
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ
Цель: формировать основы финансовой грамотности среди обучающихся
10–11 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу
личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих
эффективному взаимодействию обучающихся с финансовыми институтами
с целью достижения финансового благосостояния.
Задачи: - освоить систему знаний о финансовых институтах
современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для
эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического
поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план на изучение основ финансовой грамотности в 10 классе
отводит 1 час в неделю, 34 часов в год; на изучение основ финансовой
грамотности в 11 классе отводит 1 час в неделю, 34 часов в год.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
10 КЛАСС
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» Базовые понятия
и знания: финансовая грамотность, финансовое благополучие. Личностные
характеристики и установки:• понимание последствий принятия
безграмотных
финансовых
решений;•
понимание
необходимости
действовать грамотно при взаимодействии с финансовыми организациями;•
понимание взаимосвязи финансовой грамотности и благополучия человека
и семьи. Компетенции: оценка финансового поведения с точки зрения
финансовых и других последствий. МОДУЛЬ 1. БАНКИ: ЧЕМ ОНИ
МОГУТ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫВ ЖИЗНИ Базовые понятия и знания:• банк,
коммерческие банки, Центральный банк, механизм взаимодействия
Центрального банка и коммерческих банков, пассивные и активные
операции банка, кредитор, заёмщик, банковский счёт, процентная ставка,
номинальный и реальный процент, простой и сложный процент, банковская
карта, банкомат;• вклад, типы вкладов, доход по вкладу, вклад до
востребования, срочный вклад, депозит, типы депозитов, агентство по
страхованию вкладов, сберегательная книжка (именная, на предъявителя),
сберегательный сертификат;• кредит, типы кредитов, кредитный договор,
кредитная история, автокредит, договор залога, образовательный кредит,
потребительский кредит, аннуитетный платёж, дифференцированный
платёж, обеспечение кредита, полная стоимость кредита, недвижимость,
ипотека,
первоначальный
взнос;•
управление
благосостоянием,
инвестирование, программы инвестирования в драгоценные металлы и
ценные бумаги, брокер, портфель инвестиций. Личностные характеристики
и установки:• понимание принципа функционирования любого банка, сути
банковских вкладов, зависимости доходности по вкладам от многих
условий, связи процентной ставки по вкладу и инфляции;• понимание
различий между дебетовой и кредитной картой;• понимание сути кредита,
основных условий кредитования и основания, почему кредит даётся под
проценты;• понимание необходимости оценки своего финансового
состояния и возникновения дополнительной финансовой нагрузки при
взятии кредита;• понимание финансовой ответственности при взятии
ипотечного кредита и последствий, к которым может привести
неисполнение своих кредитных обязательств;• знание факторов,
позволяющих уменьшить финансовые риски.Умения:• различать срочные
вклады и вклады до востребования, рассчитывать доходность вкладов,
сравнивать ставку по вкладу с уровнем инфляции;• рассчитывать реальный
банковский процент, простой и сложный процент;• читать (т. е. понимать)
договоры по депозитам и кредитные договоры;• различать виды кредитов,
соотносить вид кредита с целью кредита;• рассчитывать объём выплат по
кредиту и полную стоимость кредита, рассчитывать стоимость кредита в
случае досрочного погашения, пользоваться кредитным калькулятором и
калькулятором вкладов;• рассчитывать выплаты по ипотечному кредиту на
различные сроки;
• рассчитывать размер уплачиваемых процентов по кредитной карте;•
пользоваться банкоматом;• находить в сети Интернет информацию о
программах инвестирования;• находить актуальную информацию на сайте
Банка России и сайтах коммерческих банков, находить и интерпретировать
информацию о рейтинге банков.Компетенции:• оценка надёжности банка,
сравнение условий по депозитам и кредитам для выбора оптимального
варианта с целью решения своих финансовых задач;• поиск видов вкладов и
анализ вариантов решения задачи по выбору конкретного вклада в
конкретном банке;• сравнение и оценка условий кредита;• оценка
необходимости приобретения жилья в ипотеку и выбор подходящего
варианта;• пользование
разнообразными финансовыми услугами,
предоставляемыми банками, в целях повышения благосостояния семьи;•
принятие решения о необходимости инвестирования или кредитования.
МОДУЛЬ 2. ФОНДОВЫЙ И ВАЛЮТНЫЙ РЫНКИ:КАК ИХ
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РОСТА ДОХОДОВ Базовые понятия и знания:•
фондовый рынок, механизм функционирования фондового рынка, фондовая
биржа, субъекты (участники) фондового рынка и суть их деятельности;•
различные виды ценных бумаг и их отличия друг от друга, акции,
облигации, эмиссия ценных бумаг;• возможность участия физических лиц в
игре на рынке ценных бумаг, правила выбора профессионального агента,
депозитарий, дилер, доверительный управляющий, брокер;• прямые
инвестиции, инвестиционный портфель, виды инвестиционных портфелей,
виды инвесторов;• обменный курс, Forex, как выигрывают и проигрывают
на рынке Forex.
Личностные характеристики и установки:• понимание утверждения, что
деньги могут работать и приносить доход;• понимание рискованности
операций на фондовом рынке и условия, что их осуществление требует
знания устройства этого финансового механизма, а не спонтанных
решений;• понимание того, что инвестиционные риски выше, чем риски по
банковским вкладам. Умения:• искать и интерпретировать актуальную
информацию по фондовому рынку;• различать виды ценных бумаг;•
сравнивать котировки акций во времени, рассчитывать доходность акций
(при известных показателях);• рассчитывать курс валют. Компетенции:•
оценка необходимости использования ценных бумаг как финансового
инструмента
в
зависимости
от
жизненных
обстоятельств
и
общеэкономической ситуации в стране;• выбор оптимального варианта
инвестирования в конкретных экономических ситуациях, оценка степени
риска в приобретении конкретного инвестиционного продукта;• выбор
агента для осуществления инвестирования на фондовом рынке;•
критическое отношение к рекламным предложениям об участии в
деятельности фондового рынка;• критическое отношение к рекламным
предложениям инвестиционных фондов. МОДУЛЬ 3. НАЛОГИ: ПОЧЕМУ
ИХ НАДО ПЛАТИТЬБазовые понятия и знания:• налоги, пошлины, сборы,
налоговая система, налогоплательщик, основания для взимания налогов с
граждан и фирм в России, общие принципы работы налоговой службы,
налоговые органы;• основные виды налогов, которые уплачивают
физические лица, способы постановки на налоговый учёт, ИНН, получение
ИНН;• налоговая декларация и в каких случаях её необходимо подавать;
• налоговый вычет, случаи и способы получения налогового вычета;• пеня
по налогам, штраф, признаки налогового правонарушения. Личностные
характеристики и установки:• понимание необходимости уплаты налогов, а
также своих прав и обязанностей в сфере налогообложения;• понимание
целей и задач налоговой политики государства;• понимание различий между
налогами, пошлинами и сборами;• понимание механизма налогового
вычета;• понимание ответственности за неуплату налогов. Умения:•
рассчитывать сумму уплачиваемых налогов;• находить информацию о
местоположении инспекции ФНС;• заполнять налоговую декларацию;•
рассчитывать зарплату без налогового вычета и с налоговым вычетом,
определять размер налогового вычета;• получать актуальную информацию
по задолженности или другим вопросам на сайте налоговой службы и сайте
государственных услуг;• рассчитывать размер штрафа и пени за неуплату
налогов. Компетенции:• оценка приобретаемых вещей и дохода с точки
зрения налогового бремени;• взаимодействие с налоговыми органами для
решения налоговых вопросов, в том числе для оформления налоговых
вычетов, налоговых деклараций, получения отсрочки по уплате налогов;•
быстрое реагирование на изменения налогового законодательства (по
общим вопросам) и определение своего поведения в соответствии с
законодательными изменениями.11 КЛАСС
МОДУЛЬ
4.
ОБЕСПЕЧЕННАЯ
СТАРОСТЬ:ВОЗМОЖНОСТИ
ПЕНСИОННОГО НАКОПЛЕНИЯ Базовые понятия и знания:• пенсия,
пенсионная система, пенсионные накопления, пенсионный капитал,
страховой стаж, виды пенсий и условия их получения, пенсионные баллы,
свидетельство обязательного пенсионного накопления;• существующие
программы пенсионного накопления;• негосударственный пенсионный
фонд;
• способы финансового обеспечения старости помимо пенсии, в том числе
от инвестирования. Личностные характеристики и установки:• понимание
различий видов пенсий и оснований их получения;• понимание условий, от
которых зависит размер пенсии;• понимание важности формирования
пенсионных накоплений в России;• понимание существования риска
участия в различных пенсионных программах;Умения:• находить
актуальную информацию на сайте Пенсионного фонда Российской
Федерации (ПФР), а также на других интернет-ресурсах;• рассчитывать
размер пенсии по формуле или пользоваться пенсионным калькулятором на
сайте ПФР;• рассчитывать размер прибавки к пенсии от участия в
программе софинансирования пенсии;• рассчитывать размер прибавки к
пенсии от вложения материнского капитала.Компетенции:• долгосрочное
планирование своих доходов и расходов с учётом пенсионных накоплений;•
поиск способов увеличения своей будущей пенсии, сопоставление
различных предложений по формированию пенсионных накоплений и поиск
оптимального варианта;• критическое отношение к рекламным
предложениям об увеличении будущей пенсии.
МОДУЛЬ 5. СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС: КАК СОЗДАТЬИ НЕ ПОТЕРЯТЬ
Базовые понятия и знания:• бизнес, стартап, бизнес-ангел, венчурист,
венчурные инвестиции, посевной этап, дееспособность, правила создания
нового бизнеса, этапы жизни стартапа, бизнес-план, структура бизнес-плана,
маркетинг, реклама, франшиза;• условия, при которых можно стать
стартапером;• юридическая помощь в случае открытия собственного дела;•
государственные, региональные и городские программы, направленные на
поддержку молодых предпринимателей.
Личностные характеристики и установки:• понимание сложностей в
процессе создания бизнеса, необходимости огромного труда и постоянного
самообразования для развития бизнеса;• понимание рискованности занятия
бизнесом и возможности потерпеть неудачу;• понимание необходимости
продуманного начала своей бизнес-деятельности;• понимание возможности
получения материальной помощи при создании бизнеса и основного
условия её оказания (чем больше размер полученной помощи, тем большей
долей прибыли придётся делиться с тем, кто оказывал эту
помощь).Умения:• находить в различных источниках актуальную
информацию по организации стартапа и ведению бизнеса;• составлять
бизнес-план по алгоритму, вести простые финансовые расчёты, считать
издержки, доход, прибыль;• находить актуальную информацию по
получению помощи в стартапах. Компетенции:• нахождение идеи для
собственного дела;• оценка различных юридических форм ведения бизнеса
и выбор наиболее подходящей формы для конкретного бизнеса;• создание
нестандартных решений для бизнеса;• оценка предложений по созданию и
ведению бизнеса;• планирование ведения бизнеса и изменение бизнес-плана
в связи с меняющимися условиями. МОДУЛЬ 6. РИСКИ В МИРЕ
ДЕНЕГ:КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ РАЗОРЕНИЯ Базовые понятия и знания:•
финансовый риск, декларация о рисках, финансовое мошенничество,
финансовые пирамиды;• портфель инвестиций, доходность портфеля,
управление портфелем, эффективный портфель;• финансовые риски в
современной российской действительности;
• куда обращаться в случае потери (кражи) финансовых документов
(банковской карты, сертификатов, сберкнижек и др.);• меры
ответственности государства в случае финансового мошенничества.
Личностные характеристики и установки:• понимание наличия финансовых
рисков в современной экономической ситуации;• понимание необходимости
иметь финансовую подушку безопасности в случае чрезвычайных и
кризисных жизненных ситуаций;• понимание необходимости хранить
деньги в надёжном месте;• понимание зависимости доходности от степени
риска инвестиционных продуктов;• понимание основных принципов
устройства финансовых пирамид и осознания опасности участия в них.
Умения:• читать (понимать) декларацию о рисках;• защищать свою личную
информацию в сети Интернет (пользоваться паролями, ПИН-кодами и др.);•
находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных
служб, сопоставлять полученную информацию из различных источников.
Компетенции:• диагностирование финансового риска (потенциального или
реального) и оценка степени финансового риска;• оценка рисков
предлагаемых вариантов инвестирования;• соотнесение рисков с
доходностью в одном портфеле инвестиций;• распознавание финансовой
пирамиды;• критическое отношение к рекламным предложениям из
различных источников о возможности дополнительного заработка и
вложения денег. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Проверяются освоенные знания и
умения, а также сформированность финансовых компетенций у
старшеклассников за весь период изучения курса финансовой грамотности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к личностным результатам освоения курса:• сформированность
субъектной позиции учащегося как способности самостоятельно решать
практические задачи в сфере финансов и ответственно относиться к
принимаемым на себя долговым обязательствам;• сформированность
мировоззрения, соответствующего современным научным представлениям о
финансовых институтах, процессах и услугах;• понимание прав и
обязанностей, которыми наделён субъект финансовых отношений, а также
возможностей их практического осуществления;• понимание наличия
рисков, возникающих при использовании различных финансовых
инструментов. Требования к интеллектуальным
(метапредметным)результатам освоения курса:• владение компетенциями,
позволяющими решать практические финансовые задачи:◊ анализировать
практическую задачу в сфере финансов;◊ ставить цели финансовой
деятельности;◊ планировать достижение целей, направленных на решение
финансовой задачи;◊ предлагать варианты решения финансовой задачи;◊
оценивать варианты решения финансовой задачи и делать оптимальный
выбор;• владение коммуникативными компетенциями:◊ вступать в
коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи;◊ анализировать и интерпретировать финансовую
информацию из различных источников;• владение умением выступать в
различных финансово-экономических ролях (покупателя, осуществляющего
расчёт безналичным и наличным способом, заёмщика, вкладчика, участника
фондового рынка, налогоплательщика и др.);• владение умением
осуществлять рефлексию своей учебной и практической деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять
планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных
целей;
• способность к самостоятельному поиску методов решения финансовых
проблем;
• умение ориентироваться в различных источниках информации
финансового характера, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
• умение определять назначение и функции финансовых институтов,
ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать
последствия их использования;
• умение общаться и взаимодействовать с обучающимися и педагогом в
рамках занятий по финансовой грамотности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой
грамотности» в 10 классе являются:
- владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк;
депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск;
портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию;
медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой
случай; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды; налоги;
пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по
налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления;
- применять полученные теоретические и практические знания для
определения экономически рационального поведения;
- применять полученные теоретические и практические знания для
эффективного использования основных социально-экономических ролей
наемного работника и налогоплательщика в конкретных ситуациях.
11 КЛАСС
Предметными результатами изучения курса «Основы финансовой
грамотности» в 11 классе являются:
- владение базовыми понятиями: бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел;
венчурный предприниматель; фондовый рынок; ценные бумаги; акции;
облигации; определять воздействие факторов, влияющих на валютный курс;
оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
- оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их
возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
- разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной
направленности на основе полученных знаний по финансовой грамотности
и ценностных ориентиров.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
Введение в курс «Финансовая
грамотность»
1
http://www.rbc.ru/
2
Модуль 1. Банки: чем они могут быть
полезны в жизни (9 часов) Что такое банк и
чем он может быть полезен
2
http://www.rbc.ru/
3
Какие бывают банковские вклады и каковы
их условия
2
http://www.rbc.ru/
4
От чего зависят ставки по вкладам
2
http://www.rbc.ru/
5
Как выбрать вклад и оформить документы
2
http://www.rbc.ru/
6
Что такое кредит и как оценить его условия
2
http://www.rbc.ru/
7
Как понять, сможете ли вы выплатить
кредит
2
http://www.rbc.ru/
8
Ипотека: как решить жилищную проблему
и не попасть в беду
2
http://www.dostatok.ru
9
Как банки могут помочь в инвестировании
и управлении сбережениями
1
http://www.dostatok.ru
10
Итоговые задания к модулю 1
1
11
Модуль 2. Фондовый и валютный рынки:
как их использовать для роста доходов Что
такое ценные бумаги и каких типов они
бывают
2
1
http://www.dostatok.ru
http://www.dostatok.ru
12
Как можно торговать ценными бумагами
2
http://www.dostatok.ru
13
Как заработать на фондовом и валютном
рынках
2
http://www.dostatok.ru
14
Итоговые задания к модулю 2
1
15
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить
Какие бывают налоги и зачем они нужны
2
www.minfin.ru
16
Как платить налоги
2
www.minfin.ru
17
Что такое налоговый вычет и как его
получить
2
www.minfin.ru
18
Какова ответственность за неуплату
налогов
2
www.minfin.ru
19
Итоговые задания к модулю 3
1
20
Повторение и обобщение
1
1
34
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
2
http://www.dostatok.ru
www.minfin.ru
11 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
1
Модуль 4. Обеспеченная старость:
возможности пенсионного накопления Что
такое пенсия и кому она положена
3
www.cbr.ru
2
От чего зависит размер пенсии и как его
увеличить
2
www.cbr.ru
3
Как выбрать программу пенсионного
накопления
3
www.cbr.ru
4
Итоговые задания к модулю 4
2
5
Модуль 5. Собственный бизнес: как
создать и не потерять Как создать
успешный стартап
2
www.cbr.ru
6
Как разработать реальный бизнес-план
2
http://www.dostatok.ru
7
Кто может помочь в создании стартапа
2
http://www.dostatok.ru
8
Игра «Создаём свой бизнес»
3
http://www.dostatok.ru
9
Итоговые задания к модулю 5
2
10
Модуль 6. Риски в мире денег: как
защититься от разорения Какие бывают
финансовые риски
3
http://www.dostatok.ru
11
Что такое финансовое мошенничество и
как строятся финансовые пирамиды
3
http://www.dostatok.ru
12
Как управлять инвестиционными рисками
3
http://www.dostatok.ru
13
Итоговые задания к модулю 6
2
1
1
1
1
www.cbr.ru
http://www.dostatok.ru
http://www.dostatok.ru
14
Мониторинг учебных достижений
(итоговая проверочная работа)
1
15
Повторение и обобщение
1
1
34
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
4
http://www.dostatok.ru
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая
грамотность: материалы для учащ. 10–11 кл. общеобр. орг. М.:
ВИТА-ПРЕСС,
2. Н.Н. Думная, О.В. Карамова, О.А. Рябова «Как вести семейный
бюджет: учебное пособие», М. Интеллект-центр.
3. Н.Н. Думная, М.Б. Медведева, О.А. Рябова «Выбирая свой банк:
учебное пособие», М. Интеллект-центр.
4. Алмосов А.П., Брехова Ю.В. Как сохранить, чтобы не потерять.
Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС,
5. Алмосов А.П., Брехова Ю.В. Кредиты, которые нас разоряют.
Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС,
6. Биткина И.К., Брехова Ю.В. Думай о пенсии смолоду. Волгоград:
Изд-во Волгоградского филиала РАНХиГС,
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая
грамотность: метод. реком. для учителя. 10–11 кл. общеобр. орг.
М.:ВИТА-ПРЕСС,
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.rbc.ru/ — информационное агентство
«РосБизнесКонсалтинг».
www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации
www.minfin.ru — Министерство финансов Российской Федерации