МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Подписано: Пономаренко Карина Геворговна DN: cn=Пономаренко Карина Геворговна, c= RU, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8, email=school8.armavir@mail.ru Дата: 2024.11.16 11:04:33 +03'00' Управление образования МО город Армавир МБОУ - СОШ № 8 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель методического объединения Заместитель директора Директор МБОУ-СОШ № 8 ___________М.В. Кобченко __________К.Г. Пономаренко ___________ И.Г. Ивлева педагогическим советом № 1 от протокол № 1 от «29» августа «30» августа 2024 г. 2024 г. Приказ № 198 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА КУБАНОВЕДЕНИЕ Программа разработана в соответствии и на основе: -приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с дополнениями и изменениями); -Примерной основной образовательной программы начального/основного общего образования, одобренной федеральным учебно – методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/5); - предметной линии учебников по Кубановедению ОИПЦ «Перспективы образования», программы «Кубановедение» для 1–4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Авторы: Ерёменко Е.Н., Мирук М.В., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2017 год. - письмо МОН и МП Краснодарского края «О преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» от 08.08.2016г. № 13-13834/16-11. год реализации 2022-2025 г. Армавир 2024 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе. Личностные результаты отражают сформированность в том числе в части: 1. Гражданского воспитания: • • • • • • • • • • • • • • гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным; активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества; культуры межнационального общения; приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов; опыта участия в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; опыта непосредственного гражданского участия, готовности участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификации себя в качестве субъекта социальных преобразований; компетентностей в сфере организаторской деятельности; ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера; 2 • компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала. 2. Патриотического воспитания и формирования российской идентич- • • • • • • • • ности: российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной, идентификации себя в качестве гражданина России, субъективной значимости использования русского языка и языков народов России, осознания и ощущения личностной сопричастности судьбе российского народа; осознания этнической принадлежности, знания истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; идентичности с российской многонациональной культурой, сопричастности истории народов и государств, находившихся на территории современной России; интериоризации гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации; патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России, любови к родному краю, родному дому; ориентации обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, осознанной выработки собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества. 3. Духовного и нравственного воспитания детей на основе российских • • • традиционных ценностей: целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, знания основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовности на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; 3 • • • • • • • • • • • нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, умения справедливо оценивать свои поступки, поступки других людей; способности к нравственному самосовершенствованию; представлений об основах светской этики, знания культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимания значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; социально-коммуникативных умений и навыков, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания: идентификациия себя как полноправного субъекта общения, готовности к конструированию образа партнера по диалогу, готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовности к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовности и способности к ведению переговоров; навыков культурного поведения, социально-общественных качеств, уважения к взрослым, ответственного отношения к выполнению поручений; дружеских чувств, коллективных взаимоотношений. 4. Приобщения детей к культурному наследию (эстетического воспита- • • • • • • • • • ния): эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; способности понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребности в общении с художественными произведениями; активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности; чувства красоты, умения видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её. 4 5. Популяризации научных знаний среди детей (ценности научного по• • • • • знания): готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; мировоззренческих представлений, соответствующих современному уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития общества, взаимосвязях человека и общества с природной средой, о роли предмета в познании этих закономерностей; навыков самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений исследовательской деятельности. 6. Физического воспитания и формирования культуры здоровья: • • • • осознания ценности жизни осознания ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; осознания последствий и неприятия вредных привычек; знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка. 7. Трудового воспитания и профессионального самоопределения: • • • • • готовности и способности осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов; уважительного отношения к труду; опыта участия в социально значимом труде; коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения предметных знаний, осознанного выбора индивидуальной траектории продолжения образования с учетом личностных интересов и способностей, общественных интересов и потребностей. 8. Экологического воспитания: • основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; 5 • • • • • ответственного отношения к природе и нравственно-патриотических чувств, опирающихся на исторические и природные корни, проявление заботы об окружающей среде в целом; опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях: готовности к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности; экологически целесообразного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе ее существования; способности применять знания, получаемые при изучении предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета; экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням: Первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний: - о нормах поведения в обществе, их социально одобряемых и неодобряемых формах; - об основных исторических событиях, памятных местах, персоналиях; - о природных, климатических условиях Краснодарского края; - об основных видах народного прикладного искусства, устном народном творчестве, о литературе Кубани. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со взрослыми - учителями, родителями - как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к историческому и культурному наследию. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, в своей семье, т. е. в защищённой, дружественной; просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое применение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов предусматривает: - получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами; - формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе. 6 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: - на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются знания о своей семье, школе, своём населённом пункте, о природе, которая непосредственно окружает ребёнка; - на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков, ситуаций, исследования своего района; - на третьем уровне создаются условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими опыта нравственного поведения в семье и школе. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно, постепенно путём наращивания изучаемой информации, за счёт концентрического построения программы, когда одна и та же тема изучается несколько раз с повышением уровня сложности, с сохранением меры трудности изучаемого материала. В ходе организации проектной исследовательской деятельности предполагается ориентация на достижение личностных и метапредметных результатов. Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью; - осознание своей этнической и национальной принадлежности; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях, связанных с исследовательской деятельностью; - умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются: - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и 7 условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы исследования для достижения результата; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - использование знаково-символических средств представления информации для создания родового дерева, герба семьи, плана своего населённого пункта (улицы, района); - активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач; - использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, фото- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - аргументация своей точки зрения и оценка событий; - формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре; - освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). Планируемые результаты изучения курса по классам 1 класс Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является формирование следующих умений: • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника. 8 Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. • Учиться работать по предложенному учителем плану. • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. Коммуникативные УУД: • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). • Слушать и понимать речь других. • Выразительно читать и пересказывать текст. • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является сформированность следующих умений. Обучающийся научится: • называть своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес • определять основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении • соблюдать традиции своей школы • ориентироваться в улицах, расположенных вблизи школы и дома • определять основные учреждения культуры, быта, образования своего города (села, станицы и др.) 9 • приводить примеры основных достопримечательностей родного города (села, станицы и др.) • приводить примеры профессий жителей своего города (села, станицы и др.) • различать основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение) Обучающийся получит возможность научиться: • соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни • составлять рассказ-описание по картине, увиденному, пересказывать сказки, выразительно читать литературные произведения различать герб родного города (села, станицы и др.) 2 класс Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» во 2-м классе является формирование следующих умений: • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: • Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков). • Учиться планировать учебную деятельность на уроке. • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике). • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Познавательные УУД: • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг. • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. • Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях 10 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). • Слушать и понимать речь других. • Выразительно читать и пересказывать текст. • Вступать в беседу на уроке и в жизни. • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» во 2-м классе является формирование следующих умений Обучающийся научится: различать особенности времен года своей местности • определять характерные особенности рельефа своей местности * • приводить примеры названий морей, рек, крупных населённых пунктов своей местности и Краснодарского края • приводить примеры названий и отличительных признаков 5 — 6 растений и 4 - 5 животных, обитающих на территории своей местности • знать кубанские песни, пословицы и поговорки • соблюдать основные правила поведения в окружающей среде, в общественных местах, на дорогах, у водоёмов, в школе • называть выдающихся деятелей искусства, культуры и др. своего района Обучающийся получит возможность научиться: • показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт • рассказывать о достопримечательностях родного город; станицы; • различать растения своей местности по видам (травы, деревья, кустарники, лекарственные и ядовитые растения) • бережно относиться к растительному и животному мир Кубани использовать приобретённые знания и умении в практическо1 деятельности и повседневной жизни для • соблюдать правила поведения во время прослушивания гимна и поднятия флага . соблюдать правила поведения у водоёмов, в лесу, в горах • искать и обрабатывать дополнительную информацию о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д. • 3 класс Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3 -м классе является формирование следующих умений: • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. 11 Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника. Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. Коммуникативные УУД: • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. • Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 3-м классе является формирование следующих умений. 12 Обучающийся научится: • определять связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани • различать природные условия, территориальную принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры а Краснодарском крае • различать формы земной поверхности Краснодарского края • приводить примеры названий и отличительных признаков наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных • называть основные особенности различных видов карт Краснодарского края (физической, административной и исторической) • различать герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района • называть фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т.д. • узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека • различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края • ориентироваться по карте Краснодарского края • давать описание истории возникновения своего населённого пункта, его достопримечательностей Обучающийся получит возможность научиться: • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности • выполнять правила сбора грибов в своей местности • выполнять правила поведения у водоёма в разное время года • бережно относиться к растениям и животным 4 класс Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 4-м классе является формирование следующих умений: • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. 13 Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника. Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Познавательные УУД: • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. Коммуникативные УУД: • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.. Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 4-м классе является формирование следующих умений. Обучающийся научится: • различать природные зоны Краснодарского края • рассказывать о природных богатствах родного края и их использовании • человеком • отличать символику Краснодарского края • называть органы местного самоуправления • называть даты важнейших событий в истории края, города, станицы, • хутора и т.д. 14 • различать особенности культуры и быта народов, населяющих • территорию Краснодарского края • знать особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края • называть важнейшие экологические проблемы Краснодарского края • рассказывать о заповеднике, находящемся на территории Краснодарского края • называть фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани • определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности • определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных) • правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края • исполнять гимн Краснодарского края • Обучающийся получит возможность научиться: • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для • правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани • выполнения изученных правил бережного и безопасного поведения • исполнения знакомых народных песен • самоорганизации и выполнения исследовательских проектов 2. Содержание учебного предмета. В соответствии с приложением к письму министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 13-13834/16-1 «О преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» в каждый год обучения учебного предмета «Кубановедение» вводится тематический раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа). Данный раздел реализуется в мае в объеме 4 часов вместо отводимых на повторение и обобщение в каждом классе. Таблица тематического распределения количества часов Количество часов № п/п 1 2 3 Авторская программа Разделы, темы 1 класс Введение. Мой родной край Раздел 1. Я и моя семья Раздел 2. Я и моя школа Рабочая программа 2 класс 3 класс 4 класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1 1 7 7 6 6 15 Раздел 3. Я и мои родные места Раздел 4. Я и природа 5 вокруг меня Раздел 5. Духовные 6 истоки Кубани ИТОГО в 1 классе Введение. Символика 1 района (города), в котором я живу Раздел 1. Природа 2 моей местности Раздел 2. Населенные 3 пункты Раздел 3. Труд и быт 4 моих земляков Раздел 4. Духовные 5 истоки Кубани ИТОГО во 2 классе Введение. Изучаем 1 родной край Раздел 1. Нет в мире 2 краше Родины нашей Раздел 2. Без прошло3 го нет настоящего Раздел 3. Казачьему 4 роду нет переводу Раздел 4. Духовные 5 истоки Кубани ИТОГО в 3 классе Введение. Мой край 1 на карте России Раздел 1. Береги зем2 лю родимую, как мать любимую Раздел 2. Земля от3 цов- моя земля Раздел 3. Жизнь дана 4 на добрые дела Раздел 4. Духовные 5 истоки Кубани ИТОГО в 4 классе ИТОГО в 1- 4 классах 4 8 8 7 7 - 4 29 33 1 1 12 12 6 6 11 11 - 4 34 34 1 1 10 10 9 9 10 10 - 4 34 34 1 1 9 9 12 12 8 8 - 4 34 135 34 135 1 класс (33 часа) Введение. Мой родной край (1 час) Раздел 1. Я и моя семья (7 часов) 16 Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Будем жить одной семьёй (творческий проект) Раздел 2. Я и моя школа (6 часов) Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Мы такие разные, но так похожи (творческий проект) Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов) Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Какой я житель (исследовательский проект). Раздел 4. Я и природа вокруг меня (7 часов) Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Поэты, прозаики, художники о красоте родного края. Милый сердцу уголок (творческая мастерская). Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4часа) Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей семьи Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. 2 класс (34 часа) Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час) Раздел 1. Природа моей местности (12 часов) Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Времена года на Кубани. Формы земной поверхности моей местности. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. Растительный мир моей местности. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы. Растения и животные в природе и жизни людей (исследовательский проект). Раздел 2. Населённые пункты (3 часа) Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была». 17 Мой родной город (станица, аул, хутор, село). Улицы моего населённого пункта. История образования города (района). Глава города (района). Населённые пункты Краснодарского края. Где я могу проводить свободное время (исследовательский проект). Раздел 3. Труд и быт моих земляков (13 часов) Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Ремёсла на Кубани. Труженики родной земли. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов моей семьи. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Семья и семейные традиции. Труд в моей семье (творческий проект). Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!». Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа) Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков. Красный угол. Икона. "Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя" 3 класс (34 часа) Введение. Изучаем родной край (1 час) Раздел 1. Нет в мире краше Родины нашей (10 часов). Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. Водоёмы Краснодарского края. Растительный и животный мир Кубани. Кубань — территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. Нет в мире краше Родины нашей (творческий проект). Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (9 часов). Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. История на карте . Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарского края: история и современность. Добрые соседи. Майкоп - столица Республики Адыгея. Без прошлого нет настоящего (исследовательский проект) Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (10 часов). Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя ,имена в твоей семье. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки - труженики. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная работа). Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа) 18 Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины. Подвиг материнства. 4 класс (34 часа) Введение. Краснодарский край на карте России (1 час) Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (9 часов) Природные зоны Краснодарского края. Заповедники, заказники, школьные лесничества, расположенные на территории края. Использование и охрана водоёмов. Типы почв. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые края, их использование. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа). Раздел 2. Земля отцов - моя земля (12 часов). Как изучают историю Кубани: исторические источники. Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Екатеринодар – Краснодар. Современный облик административного центра. Вещи рассказывают о прошлом. Краснодарский государственный историко – археологический музей – заповедник имени Е.Д. Фелицына. Предметы быта различных эпох. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Народные ремёсла и промыслы на Кубани. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Письменные исторические источники. История Кубани в документах, литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Символика Краснодарского края: гербы городов и районов. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Земля отцов - моя земля (проектная работа). Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (8 часов). Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки - гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела (проектная работа). Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа) Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи - хранители материальной и духовной культуры. Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Содержание (разделы, темы) Содержание урока Характеристика деятельности обучающихся 19 Основные направления воспитательной деятельности 1 класс Введение. 1. Мой родной край Раздел 1 «Я и 2.Будем знакомы! моя семья» Кто я? Какой я? 7 часов 3. Любимые занятия 4.Любимые занятия 5.Моя семья 6.Обязанности и увлечения в моей семье 7.Семейные традиции, Праздники, которые мы отмечаем вместе Объяснять, что изучает кубановедение. Характеризовать понятие «малая родина». Называть край, район, населённый пункт, в котором проживают. Называть своё имя (полное, сокращённое, уменьшительно-ласкательное), называть имена родных, одноклассников. Описывать свой характер, рассказывать о своей мечте. Анализировать способы разгадывания ребусов. Составлять ребус своего имени одним из способов. Составлять рассказ о своём любимом занятии, иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией, видеозаписями. Рассказывать о своём участии в коллективных занятиях, анализировать правила взаимодействия во время этих занятий. Составлять рассказ о своей семье, называть её членов, описывать их. Изображать свою семью. Рассказывать о любимых совместных занятиях, семейных играх. Характеризовать понятия «обязанность» и «увлечение». Перечислять домашние обязанности членов своей семьи. Рассказывать о домашней работе, которую умеет выполнять. Демонстрировать умение пользоваться различными инструментами, предметами быта. Составлять рассказ об увлечениях в своей семье. Характеризовать понятие «традиция». Сопоставлять семейные традиции с временами года. Рассказывать о любимом семейном празднике. Иллюстрировать рассказ рисунком, фотографией. Сопоставлять и сравнивать традиции празднования одного и того же праздника в разных семьях. 1,2 3 3,7 3,7 3,7 2,3,4 8. Будем жить одной Участвовать в коллективном проекте. Рассказывать о 3,4 семьей (творческий своей работе, анализировать качество выполнения проект) действий. Описывать коллективный проект, оценивать участие каждого. Раздел 2 «Я и 9.Наша школа. Рассказывать о своей школе. Называть отличия раз- 3,4,7 моя школа» - Правила поведения личных видов школ (спортивной, музыкальной, вос6 часов в школе. кресной и др.). Рассказывать о школьных принадлежностях, классифицировать их, анализировать способы бережного 20 10.Знакомство со школой. Традиции нашей школы. 11.Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. 12.Мои одноклассники. 13.Правила школьной дружбы. 14. Мы такие разные, но так похожи (творческий проект) Раздел 3 «Я и 15.Главный город мои родные Краснодарского места» - 8 ча- края. сов 16. Достопримечательности 17. Мой адрес. Улица, на которой я живу. отношения к ним. Анализировать своё поведение и других детей в школе, сопоставлять с нормами. Составлять правила поведения во время экскурсии по школе. Ходить на экскурсию вместе с одноклассниками. По результатам экскурсии записывать адрес школы, отмечать различные кабинеты и помещения, объяснять их предназначение. Обсуждать с одноклассниками и изображать символическое обозначение своего кабинета. Анализировать своё поведение во время экскурсии. Слушать рассказ об истории своей школы, её традициях. Характеризовать понятие «поручение». Анализировать деятельность в ходе выполнения школьных поручений. Оценивать свои возможности и обосновывать своё желание выполнять то или иное поручение. Анализировать учебное и свободное время. Составлять режим дня, сопоставлять свой режим с нормами здорового образа жизни. Называть имена своих одноклассников. Характеризовать общие интересы, совместные занятия. Обсуждать с одноклассниками правила школьной дружбы. Анализировать своё поведение в соответствии с этими правилами. Объединяться в группы, руководствуясь общими интересами. Участвовать в групповом проекте. Определять свою часть работы, анализировать качество её выполнения. Слушать рассказ о Краснодаре. Рассказывать о своих впечатлениях с опорой на фотографии, картины, рисунки. Характеризовать понятие «достопримечательность». Рассказывать об известных достопримечательностях Краснодарского края Рассказывать об известных достопримечательностях своего района. Описывать места отдыха своей семьи. Участвовать в составлении плана рассказа «Достопримечательности нашего населённого пункта». Называть свой адрес. Описывать свою улицу, опираясь на наблюдения, иллюстративный материал. 21 2,3 3,6,7 3 3,4,7 2,4 2,4,6 2,3 18. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. 19. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. 20.Труд жителей моего населённого пункта. 21. Труд моих родных. 22. Какой я житель (исследовательский проект) Раздел 4. «Я 23. Растения и жии природа во- вотные вокруг меня. круг меня» - 7 24. Что, где растёт. часов Кто где живёт. 25. Забота о комнатных растениях и домашних животных. 26.Красота природы моей местности. 27.Поэты, прозаики, художники о красоте родного края. Анализировать опасности, подстерегающие на улице. Проговаривать правила поведения пешехода. Описывать знаки дорожного движения. Классифицировать различные виды транспорта, описывать их. Анализировать правила поведения в общественном транспорте. Сопоставлять своё поведение с нормами. Обсуждала правила перехода через дорогу в зависимости от вида транспорта. Составлять план безопасного движения из дома в школу и обратно. Описывать труд людей разных профессий. Называть профессии своих родных, рассказывать об особенности их деятельности. Слушать рассказы представителей различных профессий. Характеризовать понятия «индивидуальный» и «коллективный» труд. Обсуждать с одноклассниками тему бережного отношения к чужому труду. Участвовать в групповом проекте. Отвечать на вопросы о своём населённом пункте (достопримечательности, памятные места, парки и пр.). Рассказывать, как вести себя на улице, в общественных местах, в транспорте. Анализировать работу каждого участника группы в соответствии с поставленной Называть растения своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. рассказывать об окружающих растениях, классифицировать их. Участвуют в викторине, узнают о растениях по описанию, отвечают на вопросы о растениях и их местах обитания. Называть животных своей местности. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрировать повествование рисунками, фотографиями. рассказывать об окружающих животных, классифицировать их. Участвуют в викторине, узнают о животных по описанию, отвечают на вопросы о животных и их местах обитания. Анализировать способы заботливого отношения к комнатным растениям и домашним животным. Наблюдать за деятельностью ветеринара (или слушать рассказ). Анализировать различные способы описания красоты природы родного края. Сопоставлять свои впечатления, мысли, чувства с чужими. Анализировать произведения художников, писате22 3,6 1,3,7 3,7 3,4,8 3,4,8 2,3,4,8 лей, воспевающих красоту родного края. Раздел 4. «Духовые истоки Кубани» - 4 часа 28. Милый сердцу уголок (творческая мастерская) 29. Милый сердцу уголок (творческая мастерская) 30.Семья. Родители. Родительская любовь и благословение 31.Традиции казачьей семьи 32. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. 33.Достопримечател ьности. Духовные святыни моей малой Родины. Введение. «Раздел 1. 1. Символика района (города), в котором я живу. Раз2.Времена года на дел.1«Природ Кубани. а моей местности» - 12 часов Выбирать для описания (рисования, фотоизображе- 2,3,4,8 ния и др.) объект природы. Анализировать его достоинства. Использовать средства выразительности речи и пр. для передачи своего отношения к данному объекту. Характеризовать понятие «Любовь к ближнему.» 3,7 Рассказывать, что залог успеха детей – послушание родителям и уважение старших. Рассказывать о выполнении заповеди о семейных ценностях "Почитай отца и матерь твою...". Раскрыть значение слова "благословение". Характеризовать понятие "традиция". Рассказывать о 3,7 православных традициях в казачьих семьях: казак отец, глава семьи. Казачка – мать, хранительница домашнего очага. Характеризовать понятие «воскресная школа». 3 Сопоставлять традиции воскресной и светской школы. Характеризовать понятие «духовные святыни». Описывать святые места Кубани. 2,3 2 класс Оценивать духовно-нравственный смысл понятия 1,2,3 «малая родина», Характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб». Анализировать символику своего района. Изображать или делать аппликацию флага и герба своего района. Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Анализировать сезонные изменения в природе и 3,4,5,8 жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. 23 3. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятия: «горная» и «равнинная» часть Краснодарского края, физическая карта Краснодарского края, условные обозначения. 4.Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. Перечислять названия известных водоёмов, описы3,4,5,8 вать занятия людей у водоёмов. Описывать Чёрное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на её берегах. Называть водоёмы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоёмов. 5. Разнообразный Перечислять названия растений своей местности. 5,8 растительный мир Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие растемоей местности. ния. 6.Разнообразный Описывать растения различными способами (научрастительный мир ное описание, художественно -поэтическое). моей местности. Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками. 7.Лекарственные Характеризовать понятие «лекарственные растения». 5,8 растения. Правила Перечислять лекарственные растения, произрастаюсбора и использова- щие на Кубани, анализировать правила их сбора. ние лекарственОписывать способы применения лекарственных растений. ных растений. 8.Ядовитые растеХарактеризовать понятие «ядовитые растения». ния. Первая поОпределять их основные признаки. мощь при отравлении Перечислять действия при оказании первой помощи ядовитыми растени- при отравлении растениями. ями. 9. Животный мир Перечислять названия животных своей местности. 4,5,8 моей местности. Классифицировать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, 10.Животный мир искать в энциклопедической литературе необходимоей местности. мые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своём любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией. 11.Красная книга Знать названия некоторых растений и животных, за- 3,4,5,8 Краснодарского несённых в Красную книгу Краснодарского края. 24 края. 12.Правила защитников природы. Раздел 2. «Населенные пункты» - 6 часов 13. Растения и животные в природе и жизни людей (исследовательский проект) 14.Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2. «Зимушка-зима, зима снежная была». 15. Улицы моего населённого пункта. 16.История образования города. Глава города. 17.Населенные пункты Краснодарского края. 18. Где я могу проводить свободное время (исследовательский проект) 19. Где я могу про- Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками. Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Понимать важность размещения таких знаков в различных общественных местах. Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому-либо изделию или продукту. Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художников, писателей о зиме. Называть свой населённый пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном из них. Соотносить различные учреждения (образовательные, спортивные, культурные) с их местом расположения. Выстраивать вместе с учителем маршрут по улицам своего населённого пункта. Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксировать дату образования, связанные с этим события. Называть главу района, описывать его деятельность. 3,4,5,8 3,4,5,8 2,4,5,8 2,3 Характеризовать типы населенных пунктов: район, 2,3 город, станица, село, хутор, аул. Классифицировать населенные пункты своего района. Находить различные типы населенных пунктов на карте своего района, называть их. Участвовать в групповом проекте, выбрав группу по 3,4,6 схожим интересам. Описывать место свободного времяпрепровождения, режим работы, направленность. 25 Раздел 3. «Труд и быт моих земляков» - 11 часов водить свободное время (исследовательский проект) 20.Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. 21.Особенности казачьего быта. 22.Особенности казачьего быта. Характеризовать понятия «станица», «хата». 2,3 Перечислять материалы для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Составлять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них. Перечислять и описывать предметы казачьего быта. 2,3,4,7 Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни. 23.Уклад кубанской семьи. Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией. 24.Ремёсла на Куба- Перечислять ремёсла, распространённые в своей ни. местности. Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами. 25.Труженики родОписывать виды деятельности жителей своего районой земли. на. Перечислять основные производства, профессии своих земляков, характеризовать их деятельность. Перечислять знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почёта». 26. Годовой исслеФиксировать наблюдения за погодными условиями. довательский проект Перечислять признаки весны, описывать особенносезонных изменести весны в Краснодарском крае. ний. Часть 3: «ЛаАнализировать задания экскурсионного листа. сточка с весною в Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с сени к нам летит». наблюдениями одноклассников. Профессии и место Перечислять предприятия, на которых побывал во работы членов севремя экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описывать деятельность одного мьи. из них. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне. . 2,3,4,7 27.Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. 28.Семья и семейные традиции Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Планировать беседу с родными и близкими. 1,2,3 Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы о семье. Выбирать стихотворения кубанских поэтов о семье. 3,7 26 3,4,7 2,3,7 3,4,5,6,7,8 29. Труд в моей семье (Творческий проект) 30.Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4. «Здравствуй, лето!». Раздел 4. «Духовые истоки Кубани» 4 часа 31. Родная земля. Родина. Поклонные кресты. 32. Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков. 33. Красный угол. Икона. 34. "Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя" Введение – 1 час 1. Изучаем родной край Раздел 1 «Нет в мире краше Родины нашей» 10 часов 2.Рельеф Краснодарского края. 3.Природные явления и стихийные бедствия. Правила безопасного поведения. 4. Водоёмы Краснодарского края. 5.Водоёмы Краснодарского края. Выполнять индивидуальный проект. Планировать свои действия, выполнять по плану, корректировать, анализировать и оценивать полученные результаты. Анализировать изученные темы, перечислять темы, 3,4,5,6,8 особо заинтересовавшие, а также те, которые вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на следующий учебный год. Планировать самостоятельную экскурсию, анализируя экскурсионный лист. Характеризовать понятие "Родина", "малая родина» 2,3 Перечислять источники духовного становления че- 2,3,4 ловека: храм, семья, книги, традиции и др. Характеризовать понятие «красный угол». 3,4 Перечислять иконы, составляющие "красный угол". Рассказывать о почитаемых иконах в православных Рассказывать о защите Родины как священном долге. 2,3 Составлять рассказ о подвиге во имя жизни других людей. Слушать рассказы о святых заступники Руси 3 класс Знать называние своего края. Рассказывать о том, что было изучено. Знакомиться с учебным пособием, с условными обозначениями. Составлять вопросы для викторины. Характеризовать рельеф Краснодарского края (возвышенности, низменности, равнины, горы). Показывать на карте горную и равнинную части Краснодарского края. Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для Краснодарского края (дождь, ветер, снег, туман, гололед). Описывать одно их них. Составлять календарь народных примет. Перечислять и характеризовать стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора). Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий. Перечислять типы водоёмов (моря, реки, озёра, плавни, лиманы) Краснодарского края, показывать их на карте. Классифицировать водоёмы (соленые и пресные). 27 1,2,5 5,8 2,5,8 2,5,8 6. Растительность и животный мир Кубани. 7.Растительность и животный мир Кубани. 8.Кубань - территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Спорт, туризм. Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» - 9 часов 9.Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае. 10.Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа). 11. Контрольная работа по разделу «Нет в мире краше Родины нашей» 12. Прошлое и настоящее. «Лента времени». 13. Древние города. Составлять рассказ об одном из них с опорой на план. Описывать растительный и животный мир с опорой 2,5,8 на карты-схемы. Сравнивать растительность и животный мир равнинной и горной частей Краснодарского края. Характеризовать понятие «культурное растение», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть грибы, распространённые на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах сбора. Перечислять и характеризовать курорты Краснодар- 2,6 ского края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов, используя свои наблюдения, материалы СМИ(в том числе Интернет). Анализировать творчество писателей, художников, 2,3,4 которые старались передать красоту родного края. Характеризовать понятие «талант». Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтвер- 1,2,3,4 ждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Характеризовать понятие «лента времени». Определять последовательность исторических событий, фиксировать их на «ленте времени». Показывать на карте местонахождение древнегреческих городов (Горгиппия и Гермонасса). Фиксировать на «ленте времени» годы их основания. Описывать их, опираясь на иллюстрацию, энциклопедический материал. 14. История на карПоказывать на исторической карте пути переселения те. Переселение каказаков с опорой на текст учебника. заков на Кубань Описывать переселение казаков по представлению. Называть первые станицы и показывать их на карте. 15. История на карРассказывать историю основания своего населённого те. Переселение капункта. заков на Кубань. Чертить план (схему) своего населённого пункта (микрорайона, квартала, улицы), используя условные обозначения. 16.С верою в сердце. Анализировать отличия православного храма от культовых сооружений иных религий и других архитектурных сооружений. 28 1,2,3,4,5 1,2,3,5 1,2,3,5 1,2,3,5 17.Символика Краснодарского края. История и современность. 18.Добрые соседи. Майкоп - столица Республики Адыгея. 19. Без прошлого нет настоящего (исследовательская работа). 20.Без прошлого нет настоящего (исследовательская работа). Раздел 3 «Ка- 21.Твоя родословзачьему роду ная. История твоей нет переводу» семьи. - 10 часов 22.Ты и твоё имя, имена в моей семье. 23.Из истории кубанских фамилий. 24.Семейные ценности. Мама. Рассказывать о святом (или православном празднике), во имя которого освящён храм (празднуется праздник) в своём городе (районе). Проанализировать исторические факты, предметы, 1,2,3,5 традиции, отражённые в символике края. Знать текст гимна Краснодарского края, правила поведения во время исполнения гимна, поднятия и спуска флага. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия 1,2,3,5 «дружба народов». Показывать на карте Республику Адыгея и её столицу. Описывать маршрут из своего населённого пункта в Майкоп. Фиксировать на «ленте времени» год основания Майкопа. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтвер- 1,2,3,5 ждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Лента времени». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой 2,3 на план. Рисовать генеалогическое дерево. Оформлять альбом «Моя родословная». Рассказывать о своём имени, о его значении. 2,3 Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имён. Составлять календарь с именинами родных и друзей. Анализировать кубанские фамилии, фамилии одно- 2,3 классников. Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по результатам опроса родных, изучения словарей. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Характеризовать понятия «семейные ценности», 2,3 «честь семьи и рода» с этической точки зрения. Описывать ситуации, в которых выражаются семейные ценности. Приводить примеры, когда отстаивалась честь рода, семьи, Родины. Используя различные источники информации (рассказы взрослых, материалы СМИ и пр.), составлять рассказ о подвиге солдатских матерей своего района, о матерях-героинях. 29 25.Твои земляки труженики. 26.Кубанские умельцы 27.Народные обычаи и традиции. 28.Казачий фольклор. Раздел 4. «Духовые истоки Кубани» - 4 часа 29. Казачьему роду нет переводу (проектная работа). 30. Контрольная работа по разделу «Казачьему роду нет переводу» 31. Святые источники Кубани 32.Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. 33.Именины 34.Подвиг материнства Составлять рассказ о своей маме на основе беседы с ней. Анализировать и устанавливать связь между природно-климатическими условиями Краснодарского края и занятиями его жителей. Рассказывать об известных людях труда - земляках, опираясь на заметки в СМИ. Сочинять сказку. Перечислять ремёсла, распространённые на Кубани. Составлять рекламу изделиям народно-прикладного искусства. Рассказывать, какими ремёслами владеют родные и близкие. Характеризовать народные обычаи и традиции. Анализировать взаимосвязь обычаев и традиций, пришедших из глубины веков и оставшихся в нашей жизни до сегодняшних дней. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Перечислять основные виды фольклора, распространённые на Кубани. Подбирать примеры. Рассказывать правила народной игры. Делать записи в альбоме «Моя родословная». Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовать проект «Моя семья в истории Кубани». Анализировать скульптуру художника, высказывать свое мнение и аргументировать его. Раскрыть духовный смысл православных праздников. Характеризовать понятие «Крещение Господне». Рассказать о значении крещения. Перечислять крещенские традиции. Рассказывать об истории возникновения святых источников. Показывать карту святых источников края. Рассказывать об устройстве храма и его значение, особенностях архитектуры, иконостасе. Перечислять храмовые традиции (престольный праздник, храмовая икона, памятные даты) Характеризовать понятие «именины». День небесного покровителя. Святые. Традиции имянаречения. Мерные иконы Любовь матери. Материнский труд, уважительное отношение к нему. Жизнь и материнский подвиг Пресвятой Богородицы. Многодетная семья. 30 1,2,3 1,2,3,4,7 1,2,3,4,7 1,2,3,4 1,2,3,4,5 2,3 2,3,4 2,3 2,3,4 Введение – 1 час 1.Мой край на карте России Раздел 1. «Береги землю родимую, как мать любимую» - 9 часов 2.Природные зоны Краснодарского края. 3.Заповедники. Заказники. Школьные лесничества. 4. Роль водоемов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов. 5.Типы почв. Защита и охрана почв. 6. Полезные ископаемые края, их ис- 4 класс Определять месторасположение Краснодарского края по отношению к другим регионам, странам. Определять регионы, соседствующие с Краснодарским краем. Знать о видах связи (железнодорожная и воздушная) с другими регионами нашей страны. Перечислять природные зоны Краснодарского края (степи, лесостепи, леса, субтропики, субальпийские и альпийские луга, вечные снега). Описывать одну из них. Выбирать способ исследования и определять природную зону своей местности, составлять рассказ о природной зоне своей местности, иллюстрируя его рисунками, фотографиями. Определять по карте территорию Кавказского государственного биосферного заповедника. Рассказывать о заказниках и их значении для жизни животных. Анализировать действия земляков по сохранению лесных богатств края. Называть и показывать на карте Краснодарского края водоёмы. Анализировать их роль в жизни людей (перевозка людей и грузов, ловля рыбы, разведение птицы, отдых людей). Определять пользу водоёмов. Характеризовать понятия «естественный» и «искусственный» водоемы. Находить и обсуждать причины, которые приводят к загрязнению водоёмов. Анализировать и определять степень своего участия в очистке водоёмов. Характеризовать основные типы почв, распространённые в Краснодарском крае. Показывать территорию их распространения на карте-схеме. Собирать и анализировать образцы почв. Характеризовать чернозёмные почвы, их значение в жизни человека. Характеризовать значение почвы для человека, пользу, которую приносят почвы Краснодарского края стране. Анализировать различные меры, принимаемые в борьбе с ветровой и водной эрозией (в том числе лесополоса). Составлять письменный рассказ - заметку в газету об охране и защите почв с иллюстрациями. Перечислять полезные ископаемые и показывать их местонахождение на карте (нефть, газ, песок, глина, 31 1,2,5 2,3,5,8 2,3,5,8 2,3,5,8 2,3,5,8 2,3,5,8 пользование. 7.Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. 8. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. 9. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа). 10.Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа). Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» 12 часов мергель, гипс, известняк). Описывать области применения полезных ископаемых. Показывать на карте районы, где найдены целебные источники и грязи. Характеризовать понятие «природные богатства». 2,3,5,8 Анализировать их значение для жителей страны. Объяснять необходимость бережного отношения человека к природным богатствам. Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтверждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Книга для гостей нашего края». Оформлять выставку плакатов «Защитим природу родного края». Анализировать скульптуру художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. 11.Как изучают исИсследовать и характеризовать исторические вещеторию Кубани: исто- ственные источники. Объяснять понятие «вещерические источниственные исторические источники», приводить примеры таких источников. Рассказывать о работе арки. хеологов, понимать значение археологических исследований для исторической науки. Называть наиболее известные археологические раскопки на территории края. Представлять современные вещи в качестве вещественных источников для будущих исследователей. 12.История Кубани Анализировать архитектурный объект с точки зрения в архитектуре. Живещественного исторического источника. Показылища людей разных вать на карте значимые в истории объекты: стоянку древнего человека (п. Ильский), меотское городище эпох. (ст. Елизаветинская), выставочный комплекс «Атамань» (ст.Тамань). Описывать и сравнивать жилища людей разных эпох. 13. Екатеринодар – Рассказывать об истории главного города КрасноКраснодар. Совредарского края, используя различные исторические менный облик адисточники. Характеризовать понятие «администраминистративного тивный центр». Понимать значение реконструкции и восстановления памятников архитектуры. Описывать центра. старинные архитектурные здания своего района, рассказывать об одном из них. 14.Вещи рассказыЗнать историю образования Краснодарского государвают о прошлом. ственного историко- археологического музея- запоПредметы быта раз- ведника им. Фелицына. Составлять рассказ о залах и 32 2,3,4,8 2,3,5 2,3,5,7 2,3,5 2,3,5,7 личных эпох. 15.Контрольная работа за 1 полугодие экспозициях музея. Сопоставлять предметы быта различных эпох. 16.Народные ремёсла и промыслы на Кубани. Сопоставлять место проживания, географические 2,3,4,7 особенности с видом народно-прикладного искусства, распространённого в данной местности. Составлять вопросы для интервью с народными умельцами. Наблюдать за их работой и описывать её. Исследовать и характеризовать письменные истори- 2,3,4 ческие источники. Представлять современные записи в качестве данного вида источников в будущем. 17.Письменные исторические источники. История Кубани в документах, литературных, научных источниках. 18. Символика Краснодарского края: гербы городов и районов. 19.Устная история родного края. Раздел 2. «Жизнь дана на добрые дела» - 8 часов Анализировать символические изображения. Пони- 2,3,4 мать значение символов, изображенных на гербах городов и районов Краснодарского края. Знать и описывать герб своего района (города). Определять, каким образом отразились культурно- 2,3,4 исторические традиции в устном народном творчестве. 20.Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Планировать и реализовывать проект «Мы - дети Ку- 2,3,4 бани» на основе изучения обычаев и традиций народностей, представители которых живут в твоей местности и учатся в данной школе. 21. Земля отцов моя земля (проектная работа). 22.Земля отцов - моя земля (проектная работа). Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтвер- 2,3,4 ждая свои ответы текстом учебника, своими наблюдениями и исследованиями. Планировать и реализовывать проект «Письменный исторический источник». Анализировать произведения живописи. 23.Просветители земли кубанской. Фиксировать на «ленте времени» год основания пер- 2,3,5 вой школы на Кубани. Сопоставлять школьные предметы, принадлежности, особенности современной школы и той, в которой учились предки. Анализировать причины, изменившие школу. Перечислять и рассказывать о героях Великой Оте- 1,2.3,5 чественной войны, тыла. Планировать и реализовывать проект «Книга славы». Фиксировать на «ленте времени» дату освобождения края (своего населённого пункта) от немецко- фашистских захватчиков. Составлять рассказ о людях труда. Анализировать 1,2.3,5 33 24.Защитники Отечества. 25.Труженики по- лей. 26.Радетели земли кубанской. Наши земляки -гордость страны. 27. Радетели земли кубанской. Наши земляки -гордость страны. 28.Ты - наследник земли отцов. Раздел 4. «Духовые истоки Кубани» - 4 часа качества учёных-селекционеров, позволивших им добиться мировой известности. Составлять статью «Герои кубанских полей» с опорой на СМИ, рассказы очевидцев, свои наблюдения. Характеризовать нравственный смысл понятий «гор- 1,2,3 дость страны», «радетели земли кубанской». Составлять энциклопедическую статью об одном из выдающихся земляков, объединив статьи одноклассников, создавать энциклопедию «Радетели земли кубанской» (по выбору: о выдающихся деятелях науки, образования, искусства, культуры, космонавтах, врачах, спортсменах, политиках). Определять и обосновывать цели на будущее. Сопоставлять свои цели с целями общества, в котором живёшь. Обозначать степень ответственности за сохранение культурно-исторического наследия. 29. Жизнь дана на Отвечать на вопросы, выполнять задания, подтвердобрые дела (прождая свои ответы текстом учебника, своими наблюектная работа). дениями и исследованиями. 30. Контрольная ра- Планировать и реализовывать проект «Письмо моим бота за 2 полугодие наследникам». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его. 31. Библия. Библио- Характеризовать Евангелие – главную книга казаков. теки. Рассказывать о возникновении библиотек при храмах и монастырях. 32. Культурное Рассказывать о православных традициях в музыкальных, художественных, литературных произведения наследие Кубани известных, талантливых земляков 33. Музеи - храниХарактеризовать нравственный смысл духовных сотели материальной и кровищ краеведческих, художественных музеев. духовной культур. 34. Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей 1,2,3 1,2,3,4 3,4,5 1,2,3,4,5 1,3,4,5 Итоговый урок: подведение итогов исследовательских проектов. Планировать и реализовать проект 1,2,3,4,5 «Моя семья в истории Кубани». Основные направления воспитательной деятельности: 1) гражданское воспитание; 2) патриотическое воспитание; 3) духовно-нравственное воспитание; 4) эстетическое воспитание (приобщение детей к культурному наследию); 5) ценности научного познания 6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; 7) трудовое воспитание; 8) экологическое воспитание. 34 СОГЛАСОВАНО Протокол заседания № 1 методического объединения учителей начальных классов МБОУ-СОШ№ 8 от 28 августа 2022 года __________ И.Г. Ивлева СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ____________ М.В. Кобченко 29 августа 2022 года 35