Краснодарский край город Армавир муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 Подписано: Пономаренко Карина Геворговна DN: cn=Пономаренко Карина Геворговна, c=RU, o= МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8, email=school8. armavir@mail.ru Дата: 2024.11.16 10:55:31 +03'00' УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30.08. 2024 года протокол № 1 Председатель _________ К.Г.Пономаренко подпись руководителя ОУ Ф.И.О. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам православной культуры (указать учебный предмет, курс) Уровень образования (класс) начальное общее образование (1 – 3 классы) (начальное общее, основное общее образование с указанием классов) Количество часов ___101___ Учитель ___ Ивлева И.Г._____________________________________ Программа разработана в соответствии и на основе: 1) ФГОС основного общего образования_________________________ (указать ФГОС, ПООП, УМК, авторскую программу/программы, издательство, год издания) 2) примерной основной образовательной программы основного общего образования, внесенной в реестр образовательных программ, одобренной федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. № 1/5); 3) УМК по ОРКСЭ; 4) авторской программы культурологического курса Бородиной А.В. «Основы православной культуры», разработанной для 1–4 классов общеобразовательных школ. – Изд. 3-е, испр. – М., 2015г. 1 Пояснительная записка Планируемые результаты изучения учебного предмета В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, которые обеспечивают достижение следующих результатов: - воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; - знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; - формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; - понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества; - формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Рабочая программа составлена на основе программы культурологического курса Бородиной А.В. «Основы православной культуры», разработана для 1–4 классов общеобразовательных школ. – Изд. 3-е, испр. – М., 2015; авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России. 5 класс, соответствующей федеральному государственному стандарту основного общего образования. – под ред.А.Н.Сахарова, К. А. Кочегарова, Р.М. Мухаметшина.- Москва.- Русское слово. - 2012 Преподавание регионального предмета «Основы православной культуры» ведется в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами: 1 Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. 2 Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями. 3 Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями. 4 Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 5 Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». 6 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 7 Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821- 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями. 8 Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений». 9 Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений». 2 10 Рекомендации Министерства образования и науки РФ от Методические рекомендации 2014-2015 ОПК ГБОУ Краснодарского края ККИДППО 2 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием». 11 Письмо департамента образования и науки Краснодарского края от 06.04.2010 г. № 473315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения». 12 Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2013г. № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края». 13 Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 31.10.2012г. № 8233 «Об определении перечня профилей, открываемых в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2013–2014 учебном году, и предметах по выбору для сдачи экзаменов в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, проводимой территориальными экзаменационными комиссиями». 14 Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 09.04.2010г. № 1063 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными (апробационными) площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями. 15 Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 27.02.2012г. № 802 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». 16 Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 22.07.2013 г. № 4710635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2013–2014 учебном году». 17 Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 26.07.2013 г. № 4710886/13-14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно-тематического планирования». 18 Приказ министерства образования и науки Краснодарского края от 11.02.2013г. № 714 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с 01.09.2013 года». 19 Письмо министерства образования и науки Краснодарского края от 20.08.2014 г. № 4712136/14-14 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций в 2014–2015 учебном году». Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиознопознавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты. Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы. С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры. 3 Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами. Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов. Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей. И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре. Курс «основы православной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования. Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса: 1) организация систематического и системного изучения основ православной культуры; 2) духовно-нравственное развитие младших школьников; 3) ознакомление с особенностями церковного искусства; 4) приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям; 5) ознакомление с православными святынями мира; 6) формирование представлений о единстве православной культуры народов мира; 7) создания условия для реализации прав школьников на убеждения; 8) формирование целостного восприятия мира; 9) воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека; 10) формирование культуры общения; 11) предупреждение возможных тупиков личностного развития; 12) воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств; 13) выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества; 14) предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве; 15) воспитание патриотизма; 16) формирование представлений о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства; 17) формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении отечественных культурных и религиозных традиций, а также на признании прав каждого человека на религиозные и иные убеждения; 18) обогащение языка школьника путём включения и активизации лексики духовного и историкокультурологического значения; 19) оказание помощи младшим школьникам в успешной социализации в отечественной культуре; 20) укрепление православных основ семьи; 21) пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории; 22) воспитание эстетических чувств, развитие эстетической восприимчивости; 23) творческое (интеллектуальное и художественно-эстетическое) развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории; 24) формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении русского языка, природы и созидании культуры Отечества. 4 Условия реализации программы и основные методические рекомендации Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий: — учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России; — педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников; — педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи; — необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального); — необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности; — учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам; — используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании; — основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя; — теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев. При обучении детей по программе «Основы православной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов: • приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника; • единства образовательного и воспитательного процессов; • рефлексивного обучения; • принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала. Цели предмета «Основы православной культуры» отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на - приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников на основе традиционных для России базовых ценностей духовнонравственной культуры; - обеспечение самоопределения личности, создания условий ее самореализации; - воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам; - интеграцию личности в национальную и мировую культуру; - формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических духовнонравственных, традиционных религиозных (ПРАВОСЛАВНЫХ) ценностей народов России как основы консолидации общества. Содержание программы учебного предмета «Основы православной культуры» способствует формированию на основе предмета духовно-нравственного содержания – базовой культуры личности школьника. Ведущими компонентами в программе выделены духовный и нравственный. Характеристика содержания программы учебного предмета Программа учебного предмета «Основы православной культуры» ставит задачу систематического и последовательного сообщения детям духовно-нравственных знаний, отражающих основные традиционные отечественные культурные ценности. Базовыми выделены ценности: Отечество, религия, семья. Являясь предметом духовнонравственной и эстетической направленности, учебный предмет дает возможность познакомить школьников с моральными ценностями, основанными на традиционном понимании нравственности В ПРАВОСЛАВИИ как благонравия и согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, совестью, честью гражданина Отечества. Объектом изучения предмета «Основы православной культуры» является феномена «религиозная культура». Религиозная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под мировоззренческим воздействием традиционной рели5 гии страны. В России духовная культура (православная культура) является культурообразующим фактором для складывавшей на протяжении более чем тысячелетнего периода российской культуры, поскольку оно оказывало определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности и специфики страны в пространстве мировой цивилизации. Православная культура России это большой круг социальных явлений, затрагивающих практически все основные сферы жизни. Это область мировоззрения личности, формирования ценностных ориентаций, установок межличностных отношений, сфера культуры православного отношения к окружающему миру, труду семейно-бытовым отношениям. Большая часть национального, культурного наследия России, выраженного в материальной культуре российского народа - исторические здания, материальные памятники истории и искусства, предметы повседневного быта и материального производства принадлежит христианской культуре или несет ее отпечаток. Областью научного знания, в которой используется понятие «религиозная культура», является образование, теория и методика духовно-нравственного и эстетического образования. Поэтому данное понятие связано с понятиями «эстетическое образование» и «нравственное образование». Предмет позволяет осуществлять межпредметные связи с такими учебными предметами, как музыка, изобразительное искусство, история, обществознание, чтение, письмо. Место учебного предмета в учебном плане Программа учебного курса «Основы православной культуры» призвана восполнить недостающие в содержании общего образования знания о религиозной культуре и актуализировать в школьном образовании задачи духовно-нравственного совершенствования личности ребенка. Курс является педагогически организованным компонентом целостного учебно-воспитательного процесса и представляет собой образовательную систему, основной педагогической задачей которой является поддержка процессов духовно-нравственного развития школьников. Программа построена с учётом возрастных особенностей школьников и программ учебных базовых дисциплин с целью применения в государственных и муниципальных (светских) школах обычного типа и учреждений повышенного уровня образования. Предмет «Основы православной культуры» изучается на ступени начального общего образования в качестве кружкового занятия внеурочной деятельности в 1 – 3 классах в объеме 35 часов, исходя из 1 часа в неделю. Результаты изучения содержания курса: Личностные результаты. Курс способствует становлению следующих личностных характеристик ученика: осознающий свою российскую гражданскую идентичность; сознающий свою национальную принадлежность; патриот, любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; умеющий ценить демократические права и свободы гражданского общества России и умеющий ими пользоваться, уважающий права других людей на убеждения (в том числе религиозные), национальную культуру, родной язык; обладающий исторической памятью, чувствами тесной связи со своим народом и Отечеством, осознание базовых ценностей общества: священного дара жизни, человеческой личности, семьи, Родины; обладающий нравственным самосознанием, имеющий понятия о добре и зле, правде и лжи; обладающий такими качествами, как добросовестность, справедливость, верность, долг, честь, благожелательность; имеющий целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии; понимающий взаимосвязь между внешним и внутренним миром человека; умеющий видеть и ценить красоту мира и внутреннюю красоту человека; доброжелательный, умеющий высказывать своё мнение, обосновывать свою позицию; умеющий слушать и слышать собеседника, уважающий иные мнения, убеждения; владеющий навыками социально-культурной адаптации и культурой потребления информации; 6 - отзывчивый, умеющий сочувствовать и проявлять заботу о близких, товарищах, чужих людях; имеющий навыки сотрудничества со взрослым и сверстниками в разных социальных ситуаци- ях; имеющий представления о традиционных нравственных установках; имеющий нравственные установки на безопасный, здоровый образ жизни, проявляющий осознанное бережное отношение к здоровью, природе, всему живому; уважительно относящийся к святыням; владеющий основами умения учиться, нравственного относящийся к знанию; способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом; способный к творческому труду; бережному отношению к материальным и духовным ценностям. - Метапредметные результаты. Курс способствует формированию метапредметных умений и навыков, характеризующих ученика следующим образом: владеющий способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоивший разные способы решения проблем творческого и поискового характера; умеющий планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; способный понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности; способный конструктивно действовать в ситуации неуспеха; освоивший формы познавательной и личностной рефлексии; умеющий извлекать духовный и нравственный смысл из общих знаний и универсальных учебных действий; умеющий использовать знаково-символические средства информации; активно использующий речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использующий различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами учебного этики и этикета (подготовка рефератов, выступлений с аудио-, видео- и графическим сопровождением); овладевший навыками смыслового чтения текстов и жанров через бережное отношение к слову; овладевший логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выводов, установления причинно-следственных связей, построения рассуждения; готовность слушать собеседника, вести диалог; умеющий излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения; умеющий определять общие цели, договариваться о распределений функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль совместной деятельности, адекватно оценивать действия, поведение и результаты собственные и окружающих. Предметные результаты. Курс призван к достижению предметных результатов, характеризующих ученика: имеющий ценностные установки и знаниевые основания для осознанной мотивации к нравственному совершенствованию и духовному саморазвитию; | владеющий нормами светской и религиозной морали, осознающий их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимающий значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; знающий историю формирования отечественной культуры; имеющий понятие о церковнославянском языке как о культурном достоянии русского и других славянских народов, языке богослужения Русской Православной Церкви; владеющий духовной и историко-культурологической лексикой; 7 | овладевший основными религиозными понятиями; базовыми понятиями православного вероучения; имеющий знания о православии как традиционной, культурообразующей и исторической вере в России, о её роли в становлении российской государственности, формировании отечественной культуры, объединении многочисленных народов России; имеющий представления об основах православного вероучения и основах христианской нравственности; имеющий представление о Священном Писании и Священном Предании, знающий содержание основных событий Священного Писания, раскрывающих важнейшие этапы спасения человечества; имеющий представление о святости, святых, известных монастырях, чудотворных иконах, об историческом событии Крещения Руси; знающий основные православные праздники, их происхождение и особенности празднования; имеющий представления о таинствах Церкви; знающий особенности православной культуры, её видов и жанров в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке и декоративно-прикладном искусстве (зодчество, иконопись, летописание, книгопечатание, гимнография, золотое шитье и др.); имеющий установку поступать согласно своей совести и убеждениям и соответствии с нормами поведения в обществе и правовыми нормами; осознающий ценность человеческой жизни; нравственная личность, воспитанная на свободе совести и вероисповедания, на отечественных духовных традициях. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Часть I(начальная школа) «РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» 1 класс РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» — 33 часа Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» — 3 ч. Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире. Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек - созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре. Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» -5 ч. Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие. Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства. Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие». Библиотеки - хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари - основатели крупнейших библиотек России. Человек - хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния. Представление о единстве культуры России. Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» -6 ч. Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие. Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой 8 культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв. Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм - дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры. Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие. Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир. Тема 4. «НАША РОДИНА» - 10 ч. Россия — наша Родина. Россия - общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство. Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей. Москва - столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова. Поэты и художники России - о Москве. Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек. Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России. Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой. Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками). Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России - Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Понятия «Отечество», «Отчизна», «отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению. Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля». Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель. Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» - 4 ч. Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы. Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость». Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни. Тема 6. «СЕМЬЯ» — 4 ч. Представление о семейных православных традициях в русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях. Владимирская и Казанская иконы Божией Матери. ИТОГОВЫЙ УРОК — 1ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная). 9 2 класс РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» - 34 часа Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» - 3 ч. Самая древняя книга о духовном мире — Библия. Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы. Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нём? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей. Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление - настроение - здоровье - отношение к окружающим - отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области. Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек - венец творения. Адам и Ева. Человек наделён бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью. Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни. Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» - 30 час. С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос - Спаситель мира. Евангелие - книга о Спасителе и спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы. Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения. Рождество Христово. Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке. Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет. Сретение Господне. Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи. Крещение Иисуса Христа. Усекновение честной главы Иоанна Предтечи. Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа. Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства. Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери. Исцеление расслабленного. Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы. Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам. Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей. Чудесное приумножение хлебов и рыб. Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Тайная вечеря. Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу. Суд над Иисусом Христом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа. Снятие с Креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа. 10 Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица. Пребывание Воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день. Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве. ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч. 3 класс РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» - 34 часа Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» -2 ч. Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого - «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказываю¬щая о Спасителе и спасении. Распространение Евангелия на Руси. Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» -7 ч. Библия - Священное Писание, записанное Откровение. Храм как образ Вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Господь Вседержитель. Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе. Особенности использования цвета в иконе. Понятие об иконографии. Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников. Иконы апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных. Образ и первообраз. История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и «Нечаянная радость». Понятие об иконоборчестве и утверждении иконопочитания. Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ» -7 ч. Иконы - о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы. Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения, Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господня в Иерусалим, Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. История и духовный смысл иконы Крестовоздвижения. Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» - 17 ч. Повествование о сотворении мира. Сотворение неба - невидимого духовного мира. Сотворение земли — видимого вещественного мира. Первые люди. Представление о рае. Грехопадение. Последствия грехопадения и миссия Спасителя. Каин и Авель. Первое человекоубийство. Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама. Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклонство. Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Икона Андрея Рублёва «Троица». Гибель Содома и Гоморры. Солёное море - Мёртвое море. Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея. Неопалимая Купина. Выход израильтян из Египта. Синайское законодательство. Золотой телец. Земля Обетованная. Пророк Илия. Ветхозаветные пророки о Мессии. Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке. ИТОГОВЫЙ УРОК — 1 ч. 11 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Содержание учебного предмета, курса Тематическое планиКоличество Характеристика деятельности обучарование часов ющихся 1 класс РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» — 34 часов Нерукотворная красота природы. Традиционное Тема 1. «Красота в 3 Иметь представления о терминах и попредставление о нерукотворности природы. Творец. нашем мире» нятиях: личная ответственность, эколоТворение. Необходимость проявления заботы человегический кризис, природоохранные зока о природном мире. ны, праведник Ной, всемирный потоп. Рукотворная красота культуры. Рукотворность Осознавать значимость и ценность всех как особенность культуры. Человек - созидатель кульформ жизни в природе. туры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Стремиться к умению уважительно и Саровский и преподобный Сергий Радонежский: обравнимательно слушать собеседника при зы святости в отечественной церковной и светской ведении диалога. культуре. Уметь самостоятельно отбирать нужную и полезную информацию для выполнения заданий творческого характера. Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с Тема 2. «Хранилища 5 Уметь: работать с текстом учебнисокровищами Оружейной палаты. Евангелие. культуры» ка, объяснить, что такое икона, музей, Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворкультура, анализировать жизненные синый. Образы Родины в произведениях отечественного изобратуации, выбирать нравственные формы зительного искусства. поведения, сопоставляя их с нормами Государственный Русский музей. Государственный Эрмирелигиозной культуры. таж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона Разработать духовно-нравственные «Чудо Георгия о змие». понятия «благочестие», «красота», Библиотеки - хранилища культуры. Российская государ«грех». Рабоственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и тают с текстом учебника, учатся вести монастырях. Русские цари - основатели крупнейших библиотек диалог, признавать возможность сущеРоссии. ствования различных точек зрения и Человек - хранитель культуры. Зависимость культуры Росправа иметь свою собственную. сии от образования и личного участия каждого человека в соОсуществляют поиск необходимой хранении общенародного достояния. информации для выполнения заданий. Представление о единстве культуры России. 12 Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие. Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв. Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм - дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры. Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие. Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир. Тема 3. «Всегда живое» Россия — наша Родина. Россия - общая Родина всех её Тема 4. «Наша Родина» граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство. Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обяза13 6 10 Знакомятся с развитием православной культуры в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами православной религии. Учатся дружелюбному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам (теме). Учатся иметь представления о терминах и понятиях: Библия, Священное Предание, Священное Писание, Евангелие, евангелисты, христиане. Овладевают умением работы с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий. Учатся уметь находить в текстах произведений библейские сюжеты. Уметь: работать с текстом учебника, объяснить, что такое христианская этика, заповеди блаженства, анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры тельных и красивейших строениях на территории русских кремлей. Москва - столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова. Поэты и художники России - о Москве. Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек. Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России. Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой. Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками). Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России - Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Понятия «Отечество», «Отчизна», «отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению. Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля». Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель. Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», Тема 5. «Спаситель» «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы. Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Ра14 Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами православной религии. Учатся дружелюбному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Сопоставлять своё мнение с мнениями других людей, находить полезную для себя информацию в их позициях и высказываниях. Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Осознавать чувство гордости за свою Родину, свой народ; Стремиться к осознанию своей принадлежности к многонациональному российскому обществу; Иметь представление о терминах и понятиях: Россия = Родина = Отечество, патриотизм, государственная символика; Знать государственную символику. 4 Учатся знать основные события земной жизни Иисуса Христа. Иметь представления о терминах и понятиях: крест, Голгофа, жертва Хри- дость». Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни. Представление о семейных православных традициях в рус- Тема 6. «Семья» ской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях. Владимирская и Казанская иконы Божией Матери. 4 Обобщение знаний о Спасителе и православии. Пред- Итоговый урок. ставление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная). 1 15 ста, распятие, символика. Уметь выявлять элементы общечеловеческих ценностей. Уметь при помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития. Иметь правильное представление о значимости семьи и семейных взаимоотношениях. Стремиться к поддержанию добрых взаимоотношений в семье со всеми её членами. Уметь отказываться ради них от своих личных желаний. Знать семейные традиции и стремиться к сохранению лучших из них. Уметь самостоятельно подобрать пословицы и поговорки о семье. Иметь представления о терминах и понятиях: обычай, традиция, помолвка, заключение брака, таинство венчания, венец, родословная, тактичность, семейная этика. Уметь определять общую цель учебной деятельности, пути и задачи её достижения. Стремиться к умению рационально планировать свою учебную деятельность. Определять наиболее эффективные способы достижения результата; Вносить соответствующие коррективы в выполнение проектной деятельности на основе оценки и учёта характера допущенных ошибок. 2 класс РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» - 34 часов Самая древняя книга о духовном мире — Библия. Тема 1. «Духовное в ре3 Стремиться к осмыслению приоритета Представления о мире как творении Божием. Творец. Раз- альном мире» духовных ценностей над материальнынообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и ми. порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидиУметь сформулировать вопросы по мым миром. Законы природы и духовные законы. прочитанному тексту модуля «Основы Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно восприправославной культуры» и ответить на нимать мир и происходящее в нём? Зависимость нашего восних. приятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему Иметь представления о терминах и миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека понятиях: религия, духовность, кульот его внутреннего мира, от духовных, физических потребнотурные традиции, памятники культуры. стей. Проявлять интерес к познанию ПравоВпечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и славия. внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление Иметь представления о терминах и понастроение - здоровье - отношение к окружающим - отношенятиях: Бог, Творец, Иисус Христос, ние к окружающему миру. Представление о мире как единой Богочеловек, Богородица, духовный системе, объединяющей физическую и духовную области. мир человека. Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек - венец Составлять план по изучаемой теме по творения. Адам и Ева. Человек наделён бессмертной душой, имеющемуся алгоритму. имеет свободу воли и владеет разумной речью. Уметь работать в парах и группах, Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. применяя правила сотрудничества. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни. С чем связаны главные православные праздники? Иисус Тема 2. «Жизнь Иисуса 30 Овладевать умением сопоставлять Христос - Спаситель мира. Евангелие - книга о Спасителе и Христа и православные информацию, полученную из различспасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во праздники» ных источников. храм Пресвятой Богородицы. Овладевать умением выделять значиБлагая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух мую и существенную информацию в Святой. Праздник Благовещения. текстах учебника «Основы православРождество Христово. ной культуры». Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Иметь представления о терминах и Рождества Христова у православных народов. Отражение понятиях: учение Иисуса Христа, проевангельских событий в иконописи, поэзии, светской живопиповедь, новизна. 16 си, духовной музыке. Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет. Сретение Господне. Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи. Крещение Иисуса Христа. Усекновение честной главы Иоанна Предтечи. Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа. Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства. Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери. Исцеление расслабленного. Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы. Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам. Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей. Чудесное приумножение хлебов и рыб. Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Тайная вечеря. Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу. Суд над Иисусом Христом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа. Снятие с Креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа. Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Светлая седми17 Осознавать ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственности, изложенных в Нагорной проповеди. Уметь работать со сравнительными таблицами по изучаемому материалу. Иметь представления о терминах и понятиях: гимн любви, добродетель, порядочность, бескорыстие, взаимопонимание, долготерпение, не искать своего, не радоваться неправде. Понимать разницу и сходство понятий «вера», «верность». Стремиться к выстраиванию добрых и хороших отношений с людьми (в семье, классе). Стремиться к бережному отношению ко всему, что создано природой и человеком. Осознавать значимость и жизненную ценность таких категорий как любовь. ца. Пребывание Воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день. Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве. Обобщение знаний о Спасителе и православии. Пред- Итоговый урок. ставление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная). Уметь определять общую цель учебной деятельности, пути и задачи её достижения. Стремиться к умению рационально планировать свою учебную деятельность. Определять наиболее эффективные способы достижения результата; Вносить соответствующие коррективы в выполнение проектной деятельности на основе оценки и учёта характера допущенных ошибок. 3 класс РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» - 34 часов Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Еван- Тема 1. «Что мы знаем о 2 Овладевать умением сопоставлять гелие» в переводе с греческого - «Благая весть». Раскрытие Евангелии» информацию, полученную из различсмысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового ных источников. Завета, рассказываю¬щая о Спасителе и спасении. Овладевать умением выделять значиРаспространение Евангелия на Руси. мую и существенную информацию в текстах учебника «Основы православной культуры». Иметь представления о терминах и понятиях: учение Иисуса Христа, проповедь, новизна. Осознавать ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственности, изложенных в Нагорной проповеди. 18 1 Библия - Священное Писание, записанное Откровение. Тема 2. «Образ вселенХрам как образ Вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. ной в православной Господь Вседержитель. культуре» Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе. Особенности использования цвета в иконе. Понятие об иконографии. Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников. Иконы апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных. Образ и первообраз. История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и «Нечаянная радость». Понятие об иконоборчестве и утверждении иконопочитания. 7 Иконы - о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богороди- Тема 3. «По праздничцы. ным иконам вспоминаем Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Евангелие» Христова, Сретения, Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господня в Иерусалим, Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. История и духовный смысл иконы Крестовоздвижения. 7 Повествование о сотворении мира. Сотворение неба - невидимого духовного мира. Сотворение земли — видимого вещественного мира. Первые люди. Представление о рае. Грехопадение. Последствия грехопадения и миссия Спасителя. Каин и Авель. Первое человекоубийство. Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп. Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама. 17 19 Тема 4. «Библия рассказывает о событиях до Спасителя» Уметь работать со сравнительными таблицами по изучаемому материалу. Иметь представления о терминах и понятиях: Библия, Священное Предание, Священное Писание, Евангелие, евангелисты, христиане. Овладевать умением работы с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий. Уметь находить в текстах произведений библейские сюжеты. Усваивать основы работы с текстами по теме «Иконопись». Иметь представления о терминах и понятиях: икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, православные праздники, церковнославянский язык. Усваивать основы работы с текстами по теме «Иконопись». Стремиться к осмыслению нового материала. Иметь представления о терминах и понятиях: икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, православные праздники, церковнославянский язык. Понимать значимость милосердия, сострадания, сопереживания в жизни каждого человека. Иметь представления о терминах и понятиях: сострадание, сопереживание, милосердие, милостыня, бескорыстие, благодушие, благожелательность; Стремиться к совершению добрых и милосердных дел, оказанию взаимопомощи. Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклонство. Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Икона Андрея Рублёва «Троица». Гибель Содома и Гоморры. Солёное море - Мёртвое море. Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея. Неопалимая Купина. Выход израильтян из Египта. Синайское законодательство. Золотой телец. Земля Обетованная. Пророк Илия. Ветхозаветные пророки о Мессии. Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке. Обобщение изученного в течение учебного года. 20 Проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся людях. Итоговый урок. 1 Уметь определять общую цель учебной деятельности, пути и задачи её достижения. Стремиться к умению рационально планировать свою учебную деятельность. Определять наиболее эффективные способы достижения результата; Вносить соответствующие коррективы в выполнение проектной деятельности на основе оценки и учёта характера допущенных ошибок. СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов МБОУ- СОШ № 8 от ___________ 20__ года № 1 ___________ Ивлева И.Г. Заместитель директора по УВР ___________ Габазова В.Ш. ______________ 20__ года 21