город Армавир Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 8 Подписано: Пономаренко Карина Геворговна DN: cn=Пономаренко Карина Геворговна, c=RU, o= МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8, email=school8.armavir@mail.ru Дата: 2024.11.16 10:56:22 +03'00' УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №1 от 30.08.2024 года Председатель педсовета ______________ К.Г.Пономаренко Рабочая программа по внеурочной деятельности «Радуга творчества» (театр) Уровень образования - начальное общее образование (1 – 4 классы) Количество часов – 33 ч. Учитель - Ивлева И.Г. 1. Пояснительная записка Примерная рабочая программа внеурочной деятельности «Театр в моем классе» (далее - программа) предназначена для детей, обучающихся в начальных классах школ Краснодарского края, и представляет собой первую ступень комплексной программы на основе театральной деятельности для обучающихся общеобразовательных школ 1-11 классов. Данная программа подготовлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных во ФГОС НОО (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286), в тесной связи с обновленной программой воспитания и календарным планом воспитательной работы образовательной организации. При подготовке Программы использован обширный программнометодический контент по театральной педагогике для общего и дополнительного образования детей младшего школьного возраста, в том числе, опыт ознакомления младших школьников с театральным искусством по программе «Театр» (Генералова И.А., 2008). Цель программы: личностное развитие младших школьников путем вовлечения их в художественное творчество, театральную деятельность; создание условий для ранней профилизации и самореализации обучающихся, приобретения ими знаний, ценностных отношений, а также опыта участия в творческих, личностно и социально значимых школьных событиях и делах. Целевым приоритетом программы в 1-2 классах является создание благоприятных условий для осознанного усвоения младшими школьниками знаний и основных норм и традиций поведения в различных видах деятельности: художественное творчество, игровая и познавательная деятельность, проблемноценностное общение. Эти знания в 3-4 классах и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте, становятся базой для развития творческих способностей и накопления опыта художественного творчества как личностно- и социально значимого дела. Отличительной особенностью программы «Театр в моем классе» является то, что её содержание даёт возможность педагогу развивать у младших школьников не только читательскую грамотность и навыки эффективной речевой и невербальной коммуникации, но и социальную функциональную грамотность. Средствами специально организованной деятельности по саморазвитию и самосовершенствованию создаются условия для овладения ими общекультурной грамотностью. Общекультурная грамотность младшего школьника находит выражение в осознании своей идентичности народу, Родине, государству, современной культуре; в понимании основ и своеобразия семейных, общественных, коллективных деловых отношений как условия развития общества и личности. Сюда относится и потребность присвоения культурного наследия народов; проявление уважения, интереса к важнейшим страницам истории и культуры своего народа, страны, а также интерес к самостоятельной творческой деятельности (Н.Ф. Виноградова). Эффективность реализации программы в образовательной организации зависит от ряда условий: - планирование взаимообогащающих интегративных связей с уроками литературного чтения и чтения на родном языке, окружающего мира, изобразительного искусства и музыки, технологии; - помощь со стороны родителей (законных представителей) в подготовке и проведении мероприятий модулей Мы идем в театр!; «Создаем свой спектакль (концерт, выставку-показ)»; - поощрение самоуправления в жизни детских групп, выполняющих проектные задания и мини-исследования, через систему распределения среди участников ответственных должностей (ролей). Программа рассчитана на уровень образования (1-4 классы), адресована учителю начальных классов, а также специалисту по воспитанию, ведущему такую работу в школе. Продолжительность реализации программы: 33 часа – 1 класс; 34 часа – 2 класс, 34 часа – 3 класс, 34 часа – 4класс. 2. Содержание программы Содержание программы представляет систему внеурочной деятельности следующих видов: художественное творчество, игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение: ➢ художественное творчество направлено на раскрытие творческих способностей обучающихся, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения к культуре и их общее духовнонравственное развитие; ➢ игровая и познавательная деятельность способствуют раскрытию творческого, умственного потенциала обучающихся, развитию у них навыков конструктивного общения, умений действовать в команде; овладению специальными театральными знаниями и приёмами; ➢ проблемно-ценностное общение направлено на развитие коммуникативных компетенций младших школьников, воспитание у них культуры общения и личного опыта вербальной и невербальной коммуникации, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать своё собственное, способно объединить обучающихся и взрослых общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу. Воспитательный и развивающий потенциал программы реализуется через модули, содержание которых усложняется от 1-2 к 3-4 классам, и предусматривает все вышеназванные виды внеурочной деятельности. Содержание программных модулей в 1-2 классах преимущественно включает работу над языковыми нормами, формирование у школьников правильной выразительной речи, первичного опыта самопознания и коммуникации в совместной деятельности. Азы театральной деятельности осваиваются на примере кукольного театра с учетом предметных результатов и изучаемых произведений по программам учебных курсов «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке». Модуль 1. «Знакомимся с театром» включает содержательные линии: история театра, направления театрального искусства, основные понятия: устройство здания театра, театральной постановки. Часть знаний учащиеся получают самостоятельно, отрабатывая базовые исследовательские действия через использование различных информационных источников. Модуль 2. «Театральные профессии, или Кто создает спектакль?» создает условия для ранней профилизации и самореализации обучающихся через практические пробы-ознакомления с основными театральными профессиями. Способствует переводу на функциональный уровень предметных знаний, полученных на уроках литературного чтения, технологии, искусства. Модуль 3. Мы идем в театр! Организация просмотров театральных постановок (профессиональных театров, любительских театральных студий, школьных театров): подготовка; просмотр; обмен мнениями в каждой учебной четверти. Модуль 4 «Искусство выразительной речи» - практикум на основе заданий на смысловое чтение, чтение по ролям для совершенствования техники речи, практикум на основе игровых заданий и речевых ситуаций (диалог, монолог, полилог) для отработки умений понимать и передавать эмоции (свои, затем героев произведений); Модуль 4*«Учимся актерскому мастерству» - базируется на упражнениях школы актерского тренинга, которые опираются на материал, доступный детскому мироощущению: детских стихах, баснях, любимых всеми играх, инсценированных песнях. Модуль 5. Создаем спектакль (концерт, выставку-показ). Опыт публичного выступления в классе с инсценировкой, мини-спектаклем, чтением стихотворения наизусть. *Содержание программных модулей в 3-4 классах отражает смещение акцента на профессиональную «театральную» составляющую художественного творчества младших школьников с учетом их возросшей самостоятельности и умений действовать в команде. Как следствие – содержательный модуль «Искусство выразительной речи» трансформируется в модуль «Учимся актерскому мастерству» а итоговый модуль «Создаем спектакль» показывает эту динамику на деле. − − − − 3.Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты овладение учениками знаниями о роли искусства в жизни человека и общества, о нормах поведения в театре; осознание ценности художественного творчества в жизни человека и общества, интерес к различным театральным профессиям. уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам театрального искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. Метапредметные результаты Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных действий, которые обеспечивают становление способности к самообразованию и саморазвитию. В 1-2 классах метапредметные результаты представлены на пропедевтическом уровне. Совместная деятельность: − понимать значение коллективной деятельности для успешного решения творческих и практических задач; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности; − коллективно строить действия по достижению общей цели: при подготовке театрализации, драматизации художественных произведений распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; − выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; − ответственно выполнять свою часть работы. Познавательные универсальные учебные действия − определять главную мысль текста, обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, находить в тексте заданный эпизод, устанавливать взаимосвязь между событиями, эпизодами текста; − характеризовать героя и давать оценку его поступкам; сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, самостоятельно выбирать критерий сопоставления героев, их поступков (по контрасту или аналогии); − исследовать текст: находить средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение, метафора), описания в произведениях разных жанров (пейзаж, интерьер), выявлять особенности стихотворного текста (ритм, рифма, строфа). − использовать справочные источники для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей. Регулятивные универсальные учебные действия: − определять цель выразительного исполнения и работы с текстом; − оценивать выступление (своё и одноклассников) с точки зрения передачи настроения, особенностей произведения и героев; − осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, − проявлять способность предвидеть их в предстоящей работе. Предметные результаты: По окончании обучения программе младшие школьники должны овладеть техникой чтения вслух по ролям (позволяющей понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями); техникой инсценирования и драматизации художественных произведений; должны уметь работать над оформле- нием спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением; высказывать свое мнение по содержанию театральной постановки, обсуждать впечатления; должны узнавать и характеризовать виды и жанры театрального искусства (кукольный, музыкальный, драматический, театр пантомимы, театр балета), сравнивать театральное искусство с цирковым, киноискусством, узнавать по атрибутам и характеризовать различные театральные профессии, рассуждать о роли профессионалов в успехе театральной постановки. способны решать игровые и жизненно-практические задачи: быть вдумчивым, культурным театральным зрителем; умелым творцом в ролях «я – актёр и кукловод», «я – режиссер и сценарист», «я – оформитель и костюмер», «я – театральный критик», участвуя в праздничных событиях на уровне класса и общешкольных дел. 4. Тематическое планирование Порядок планирования занятий модулей определяется педагогом самостоятельно, учитывая план воспитательной работы школы и другие обстоятельства (репертуар учреждений культуры, возможность фактического посещения театра, экскурсий; их количество и пр.). Так, Модуль Мы идем в театр! предусматривает просмотр одного театрального (любительского) спектакля (очно, виртуально, в записи) в каждой четверти. Возможно уменьшение или увеличение количества часов на этот модуль по сложившимся обстоятельствам и перераспределение часов с другими модулями. Модуль 5 завершает годичное освоение программы, является итоговым мероприятием и может быть приурочен к общешкольному праздничному событию в 2-3 декаде мая. При составлении календарнотематического плана следует учитывать календарный план воспитательной работы школы. Программа предусматривает использование следующих форм и методов проведения занятий (примерный перечень): игра, обсуждение, иллюстрирование, мини-исследование, мини-проект, техники основ сценического мастерства, мастерская образа, мастерская костюма, декораций, импровизация, инсценирование прочитанного произведения, драматизация, постановка спектакля, посещение спектакля, работа в малых группах, актёрский тренинг, экскурсия, выступление. 1 класс (33 часа) № Модуль, тема 1 Знакомство с театром Все В том го числе Тео рия 3 1 Пра ктика 2 Формы и методы организации внеурочной деятельности Беседа, иллюстрирование на тему «Особенности театрального искусства». Графические образы «Виды театрального искусства». Театр снаружи и изнутри: основные понятия, экскурсия 2 Театральные профессии, или Кто создает спектакль? 5 1 4 3 Мы идем в театр! 12 4 8 4 Искусство выразительной речи 8 5 Итоговый концерт, выставка-показ Всего в 1 классе 8 2 33* 6 (виртуальная): зрительный зал, сцена, оркестровая яма. Обсуждение правил «Культура театрального зрителя». Ознакомление с основными театральными профессиями (актер, сценарист, режиссер и др.). Выполнение заданий на узнавание, соотнесение предмета (объекта) с функцией, действием. Кто создает спектакль? (совместная деятельность – обсуждение, моделирование, проектирование) Подготовка к просмотру. Выполнение заданий для совместного обсуждения идеи сценария, логики событий, главных и эпизодических ролей и пр. Просмотр спектакля (дорога к театру – актуализация правил безопасности, правил поведения в театре). Обсуждение спектакля. Выполнение заданий на выражение впечатления в рисунке, в «облаке слов» и пр. Учимся понимать и передавать эмоции, чувства (упражнения на визуализацию и словесное описание образа, настроения, чувства). Дыхательные и артикуляционные упражнения. Дикционные и интонационные упражнения. Творческие игры со словами. Речевые разминки, чтение по ролям (диалоги) 2 Итоговое занятие-концерт / занятие– конкурс чтецов / занятие – театрализация сказки (чтение по ролям) 24 3 часа*- резервное время 2 класс (34 часа) № Модуль, тема Все В том го числе Тео рия Пра ктика 1 Знакомимся с театром 3 1 2 2 Театральные профессии, или Кто создает спектакль? 5 1 4 Формы и методы организации внеурочной деятельности Обсуждение мини-исследований на темы «Такие разные театры». Учимся высказываться аргументировано при сравнении разных театров. Театр теней. Театр сатиры. Балет. Цирк. Экскурсия (виртуальная). Практические пробы-ознакомления с основными театральными профессиями на примере кукольного театра (актер, сценарист, режиссер и др.). Выполнение заданий для совместной творческой 3 Мы идем в театр! 10 4 Искусство выразительной речи и движения 8 8 5 Создаем свой спектакль 4 4 Всего во 2 классе 34* 4 6 6 24 деятельности с текстом - пишем сценарий, изготавливаем декорации и кукол, подбираем музыкальное сопровождение – межпредметная связь с модулем «Музыка театра и кино» предмета музыка. Подготовка к просмотру. Выполнение заданий для совместного обсуждения идеи сценария, логики событий, главных и эпизодических ролей и пр. Просмотр спектакля (дорога к театру – актуализация правил безопасности, правил поведения в театре). Обсуждение спектакля. Словесное выражение впечатления с аргументацией. Учимся понимать и передавать эмоции, чувства невербально (упражненияпантомимы). Выполнение заданий на визуализацию и словесное описание образа, настроения, чувства в присутствии посторонних лиц. Дикционные и интонационные упражнения (Конкурс скороговорок). Творческие импровизации на определенную тему, сюжет. Через пластику тела передать пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом. «Озвучивание» картинки, графической модели. Упражнения по развитию чувства ритма и слуха, музыкальной памяти. Речевые разминки, выразительное чтение монолог и по ролям (диалог, монолог, полилог). Рождение кукольного мини-спектакля (совместная деятельность). Знакомство с пьесой, чтение по ролям. 4 часа*- резервное время 3 класс (34 часа) № Модуль, тема Все В том го числе Тео рия Формы и методы организации внеурочной деятельности Пра ктика 1 Знакомимся с театром. 3 1 2 2 Театральные профессии, или Кто создает спектакль? 5 1 4 История театра стран мира. Творцы театрального искусства. (мини-исследования и познавательные мини-проекты). Совместная деятельность с распределением ролей для приобретения опыта в роли режиссёра, декоратора, художни- 3 Мы идем в театр! 10 4 Учимся актерскому мастерству 8 8 6 Создаем свой спектакль 4 4 Всего в 3 классе 34* 4 6 6 24 ка-оформителя, актёра. Знакомство с малоизвестными (бутафор, сценограф и пр.) и современными театральными профессиями (мастер цифровых эффектов) Подготовка к просмотру. Совместное обсуждение идеи сценария, логики событий, главных и эпизодических ролей и пр. Просмотр спектакля и его обсуждение. Опыт оценки спектакля, игры актеров, качества оформления и пр. с позиции «я - театральный критик». Тренинг актерского мастерства [2, 10] цикл игровых упражнений на воспитание творческого внимания, наблюдательности, раскрепощение фантазии, снятие психоэмоционального напряжения и пр. Рождение мини-спектакля (совместная деятельность). Показ спектакля в классе или с приглашенными зрителями (родители) 4 часа*- резервное время 4 класс (34 часа) № Модуль, тема Все В том го числе Тео рия Формы и методы организации внеурочной деятельности Пра ктика 1 Знакомимся с театром 3 1 2 2 Театральные профессии, или Кто создает спектакль? 5 1 4 3 Мы идем в театр! 10 4 6 Отечественные традиции театрального искусства. Современный театр (миниисследования и познавательные минипроекты). Совместное обсуждение на тему «Театр будущего» Творческие задания по выбору «мастерская образа», «мастерская костюма», «мастерская декораций». Совместная деятельность с распределением ролей (режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра) для выполнения общего творческого задания театрализации (сценарий авторский или по выбору). Знакомство с современными театральными профессиями (мастер цифровых эффектов) Подготовка к просмотру с обзором отзывов на спектакль; последующее за просмотром обсуждение на основе собственных впечатлений и оценка спек- 4 Учимся актерскому мастерству 8 8 6 Создаем свой спектакль 4 4 Всего в 4 классе 34* 6 24 такля, игры актеров, качества оформления и пр. с позиции «я - театральный критик». Тренинг актерского мастерства [2, 10] цикл заданий для развития игрового (сценического) поведения, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения на координацию и пластику движений и пр. Рождение мини-спектакля (совместная деятельность). Показ спектакля на общешкольном событии/участие во внешкольном творческом конкурсе 4 часа*- резервное время 5. Литература и источники 1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение. 2011 -233с. 2. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». Методическое пособие. Санкт-Петербург. 2002 (http://biblioteka.teatr-obraz.ru/page/shkolnyy-teatr-programma-obucheniya-deteyosnovam-scenicheskogo-iskusstva-e-r-ganelin) 3. Генералова И.А. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Театр» для детей младшего школьного возраста (2-4 классы)/ Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс. 2008. 4. Генералова, И.А. Театр: учебное пособие для детей / И.А. Генералова. – М.: Баласс, 2012. 5. Гин А. Сценарии мини-спектаклей для начальной школы. / М.: ВИТА-ПРЕСС. 2012. 6. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов / В.Г. Давыдов. - М., 1992. - с. 10-24. 7. Доронова, Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 1998. 8. Дорфман, Л. Эмоции в искусстве / Л. Дорфман. – М.: Педагогическое общество России. 2002. 9. Программа внеурочной деятельности «Художественное творчество. Социальное творчество». Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. – Москва. Просвещение. 2011. 10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар / Э.Г. Чурилова. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС». 2001. 160 с. https://fileskachat.com/download/64885_278f48213cd15c30b925d097ee4d73e9.ht ml Ресурсы сети Интернет: 1. Генералова И. А. Организация внеурочной деятельности средствами программы и пособия «Театр». 27 мая 2018 Вебинар. Режим доступа: https://youtu.be/u1OpaiSnqDo 2. Генералова И. А. Театр в школе: история вопроса / И. А. Генералова // Начальная школа: Плюс до и после. – 2004.- №11 с. 1-5. Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/files/file/magst_11-04_17.pdf 3. Грачева Л. Актерский тренинг – теория и практика. (Текст: электронный) Режим доступа: https://artcompass.ru/media/3eejqucc/l_gracheva_akterskiy_trening_teoria_i_prakti ka.pdf 4. Ершова А.П., В.М. Букатов. Программа четырехлетнего курса обучения в театральных школах, студиях, училищах». (Текст: электронный) Режим доступа: http://biblioteka.teatr-obraz.ru/page/akterskaya-gramota-programmachetyrehletnego-kursa-obucheniya-v-teatralnyh-shkolah-studiyah 5. Кто есть кто в театре. Профессии. Название с экрана (Текст: электронный). Режим доступа: https://edunews.ru/professii/obzor/tvorcheskie/teatralnye.html#comms 6. Станиславский К.С. Работа актёра над собой Режим доступа: http://teatrsemya.ru/lib/mast_akt/akt_masterstvo/stanislavskij_k-2rabota_aktera_nad_soboj-1.pdf 7. Шабалина Татьяна. Театр (театральное искусство) Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html?page =0,8#part-114. 8. Шабалина Татьяна. Бродячие актеры Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/BRODYACHIE_ AKTERI.html 9. Шабалина Татьяна. Театр «Глобус» (GLOBE) Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR_%C2%A BGLOBUS%C2%BB_GLOBE.html Нормативные материалы: 1. Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 14.07.2017 № 47-13507/17-11 «Об организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края» 2. Письмо министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 14.07.2017 № 47-13507/17-11 «Об организации внеурочной деятельности в образовательных организациях Краснодарского края». 3. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятий и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности». 4. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii_vneurochnoj_deyatel nosti.htm