Краснодарский край город Армавир Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 8 Подписано: Пономаренко Карина Геворговна DN: cn=Пономаренко Карина Геворговна, c=RU, o =МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8, email=school8.armavir@mail.ru Дата: 2024.11.16 11:00:15 +03'00' УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №1 от 30.08.2024 года Председатель педсовета ______________ К.Г.Пономаренко Рабочая программа по внеурочной деятельности «Читательская грамотность» Уровень образования - начальное общее образование (1 – 4 классы) Количество часов – 33 ч. Учитель - Ивлева И.Г. Пояснительная записка Нормативно — правовая база конструирования программы Программа составлена в соответствии с: • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации»; • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 года № 1726-р); • Санитарно-эпидемиологическими правилами (СанПиН 2.4.3648-20) «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственно санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (в ред. постановления Главного государственного санитарного врача РФ №28 от 28.09.2020); • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" Современное общество является информационным обществом. Чтение — одно из лучших и наиболее эффективных средств получения нужной информации. Развитие информационных технологий связано с необходимостью получать актуальные информационные материалы из различных источников, систематизировать их, определяя ценность для процесса приобретения — передачи знаний, объем которых постоянно возрастает. Изменившиеся условия жизни нашего общества остро ставят перед школой новые задачи. ФГОС НОО выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию. Сегодня очень важно научить школьников элементарным навыкам работы с информацией: поиском, анализом, обработкой, хранением, использованием и применением информации в максимально рациональной форме. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменных формах». Развитие умений смыслового чтения у младших школьников должно быть направлено на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте, а именно – идеи произведения, замысла его автора, оснований поступков героев, причинноследственных связей явлений и событий. Вместе с тем, смысловое чтение художественного произведения должно обеспечивать включение читателя в эмоциональный настрой текста, в его эстетическую и нравственную составляющую. Формирование этих навыков легло в основу программы курса внеурочной деятельности «Читательская грамотность». Цель курса – формирование информационно – коммуникативной и читательской компетентности школьника – блока умений, направленных на самостоятельное приобретение знаний с использованием различных по характеру и знаковым системам источников информации. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: 2 • формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности (овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников смысловое чтение) и приёмов понимания и анализа текста– правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать; • формирование первичных навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научнопознавательных текстов, инструкций; • формирование умения осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации; • создание условий для овладения элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретение опыта работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы; • развитие таких читательских действий, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование; • формирование умения использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях; • создание условий для формирования умения самостоятельно организовывать поиск информации. Приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; • обогащение нравственного опыта младших школьников (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор); • создание условий для освоения коммуникативной культуры: умению высказывать оценочные суждения о прочитанном; аргументировать свою позицию в коммуникации; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; контролировать свою деятельность; Актуальность программы определена тем, что перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем: • изменение характера чтения; 3 • преобладание «делового» чтения над «свободным»; • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе; • в настоящее время нет официального урока внеклассного чтения, работа с книгой введена в структуру уроков литературного чтения. Для решения данной проблемы создана программа литературного кружка социально – гуманитарной направленности «Читательская грамотность» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС. Программа адресована учащимся 7-8 лет. В 1 классе на реализацию курса «Читательская грамотность» отводится 1 час в неделю, всего 35 часов. Занятия проводятся во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности. Учебно тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы социально – гуманитарной направленности «Читательская грамотность» Тема занятия Формы внеурочной деятельности Форма контроля 1. Учебные книги первоклассника. Правила работы с книгой. Игра «Что в твоём рюкзаке живёт?». Групповая 2. Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). Чтениерассматривание детских книг. Индивидуальная 3. Книги о Родине и природе. Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке. Рассматривание, чтение, слушание. Групповая 4. Книги о Родине и природе. 5. Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. Слушание и рассматривание книги. Индивидуальная 6. Книги-сборники писателей-классиков о детях. Групповая 7. Книги современных писателей о детях. Инсценирование картин-эпизодов из выбранной книги. 8. Потешки, шутки и считалки. Фронтальная 9. Книги-сборники «Весёлые потешки», «Скороговорки и считалки». 10. Загадки о животных. Творческая работа «Сочини загадку». Литературные игры «Посчитайся», «Загадай загадку», «Отгадай загадку». 11. По страницам книг В. Сутеева (книги- Слушание и сборники, книги-произведения). рассматривание книги. 12. В. Сутеев — автор и оформитель книг для детей. 13. Литературная игра «По страницам № Дата Экскурсия. Фронтальная Игра «По страницам сказок В. Сутеева». Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Фронтальная Групповая Групповая 4 сказок В. Сутеева». Конкурс «Герои народных сказок». Инсценирование знакомых сказок. 14. Народные сказки (цепочки). 15. Народные сказки (цепочки). 16. Книга-сказка. Большеформатные книги с одним произведением. Индивидуальная 17. Библиотечный урок. Книги-сказки о лисе. Индивидуальная 18. Книга сказок (сборники сказочных историй). А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Слушание историй из книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Групповая Групповая Индивидуальная Инсценирование отдельных историй. Групповая Творческая работа «Встреча с Буратино» (работа в группах). Групповая 19. А.Н. Толстой «Приключения Буратино». 20. По страницам книги А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книга историй и приключений героев-кукол. Инсценирование отдельных историй. 21. Книги С. Маршака. 22. Книги-сборники произведений К. Чуковского. 23. Е. Чарушин — писатель и иллюстратор своих книг. 24. Книга Ш. Перро «Красная шапочка» в Слушание и чтение разных изданиях. отдельных историй. 25. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». 26. В гостях у сказки. 27. Стихотворения для детей. Книгисборники. 28. Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. Слушание и рассматривание книг. Самостоятельная поисковая работа в группах. Индивидуальная Групповая Групповая Индивидуальная Инсценирование Групповая отдельных картинэпизодов из выбранной Групповая книги. Поиск нужного произведения в книгесборнике по содержанию. Игра «Кто быстрее найдёт произведение в книге?». Индивидуальная Индивидуальная Конкурс «Слушаем и читаем стихи детских поэтов». 5 Литературная игра «Послушай и назови». 29. Дети — герои сказок. Парад героев сказок Индивидуальная 30. Дети — герои книг детских писателей. Групповая 31. Литературная игра «Вопросы и ответы». Игра «Диалоги героев». 32. Книги В. Бианки, Г.Скребицкого. Групповая 33. Книга Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Слушание, рассматривание (работа в группах). 34. Выставка «По страницам любимых книг» Творческая работа: сочинение рассказа «Мой маленький друг». 35. Итоговая викторина «В мире книг» Игровое занятие Фронтальная Групповая Индивидуальная Групповая Содержание программы 1 класс (35 ч) № п/ п Раздел Кол -во час 1 Здравствуй, книга 2 2 Книги о Родине и родной природе 2 3 Писатели детям 3 Содержание Учебная книга. Элементы структуры учебной книги (обложка, титульный лист, оглавление). Аппарат ориентировки. Правила пользования книгой. Книга-произведение (большеформатная, в типовом оформлении).Обложка книги: информация о книге (название книги), иллюстрация(определение темы и жанра). Классификация книг по темам и жанрам. Домашняя библиотека, классная библиотека, школьная библиотека. Правила поведения в библиотеке. Книги о Родине и родной природе детских писателей (книга-произведение и книга-сборник).Структура книги, справочный аппарат книги. Читальный зал: культура самостоятельной работы с выбранной книгой. Книги детских писателей-классиков Детские книги с рассказами современных писателей. Выставка книг детских писателей. Художники- Формы внеурочной деятельности Игровая деятельность. Работа в группах. Чтение-рассматривание. Рассматривание, чтение, слушание. Слушание и рассматривание книги. Инсценирование картинэпизодов из выбранной 6 Народная мудрость. Книгисборники По страницам книг В. Сутеева 3 6 Сказки народов мира 3 7 Книги русских писателейсказочников 3 8 Детские писатели 3 9 Сказки зарубежных писателей 3 10 Книгисборники стихотворен ий для детей 2 11 Дети — герои книг 3 4 5 3 иллюстраторы детских книг. Книги-сборники малых жанров фольклора. Особенности детских книг с фольклорными произведениями для детей (оформление, тексты). Книги В. Сутеева (книги-сборники, книги-произведения). Структура книгисборника. В. Сутеев — автор и художник-оформитель. Библиографическая справка (информация) об авторе в структуре книги-сборника. Книги-сборники «Русские народные сказки». Книги-произведения. Сказки народов России и народов мира. Оформление выставки книг. Домикисказки. Сборник сказочных историй А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Книги С. Маршака для детей. Сказки, стихотворения, загадки. К. Чуковский детям: книгипроизведения, книги-сборники. Книги Е. Чарушина для детей. Герои книг Е. Чарушина. Книги-сборники произведений современных детских писателей. Детские журналы «Мурзилка», «Зёрнышко». Произведения детских писателей на страницах журналов. Книги сказок Ш. Перро. Автор, переводчик, оформитель. Справочный аппарат книги. Книга Дж. Харриса «Сказки дядюшки Римуса». Книгасборник историй. Герои книги. Стихотворения о детях и для детей. Книги-сборники А. Барто, В. Берестова, С. Михалкова. Русские народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Терёшечка»; сказка А.Н. Толстого «Приключения Буратино», Ш. Перро «Красная шапочка». Дети — герои рассказов (В. Осеева «Мушка», Е. Пермяк «Первая рыбка», В. Осеева «Совесть», Н. Носов «Мишкина каша», В. Драгунский «Денискины рассказы»). Дети — герои стихотворений (А. Барто «В школу», С. книги. Игровая деятельность.Творческая работа «Сочини загадку». Игровая деятельность. Самостоятельная поисковая работа в группах. Конкурс, инсценирование. Коллективная проектная деятельность. Слушание. Инсценирование отдельных историй. Творческая работа (работа в группах). Самостоятельная поисковая работа в группах. Слушание и чтение отдельных историй. Инсценирование. Поиск нужного произведения в книгесборнике по содержанию. Игровая деятельность. Конкурсы. Конкурсы. Игровая деятельность. 7 12 Книги о животных 4 13 Итоговая викторина «В мире книг» Итого 1 Михалков «Фома», Е. Благинина «Тюлюлюй», Я. Аким «Жадина»). Книги-сборники о животных. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»:. Книга В. Чаплиной «Питомцы зоопарка» и книга-сборник И. Акимушкина «Жизнь животных» Час читателя: самостоятельное чтение произведений о животных из детских журналов. Итоговое занятие. Слушание, рассматривание(работа в группах). Творческая работа. Игровое занятие 33 Методическое обеспечение программы Форма обучения – очная Форма проведения занятий – аудиторная, внеаудиторные занятия Форма организации занятий – всем составом объединения, в группах или индивидуально Форма аудиторных занятий – инсценировки, озвучивание, игры, диалоги, исследование (коллективные, индивидуальные), мини-конференции Методы проведения занятий – мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевые игры и т.д. Целесообразно как можно активнее использовать в практической деятельности эффективные передовые информационно – коммуникативные технологии, технологию развития критического мышления, не забывая при этом о здоровье сберегающие технологии на протяжении всего процесса. Наполняемость объединения – состав 1 «В» класса; Продолжительность одного занятия – в 1 классе – 35 минут (сентябрь, октябрь); 40 минут (ноябрь – май) Общая нагрузка в неделю - в 1 классе – 35 минут (сентябрь, октябрь); 40 минут (ноябрь – май) Основные виды деятельности учащихся: • выполнение тренировочных заданий и упражнений; • работа с иллюстрациями, таблицами; • составление плана; • самопроверка; • взаимопроверка; • самостоятельная работа; • работа в парах, в группах; Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации учащихся по дополнительной общеразвивающей программе: Сентябрь, декабрь, март – инсценировки Октябрь, январь, апрель – выставка, тест. Ноябрь, февраль, май – выставка, концерт. Участие в фестивалях дополнительного образования, выступление на школьном конкурсе чтецов «Лукоморье», участие в литературном конкурсе «Ветер перемен», участие в 8 творческих конкурсах, в олимпиадах различного уровня; участие в конкурсах и олимпиадах на платформе Учи. Ру; Учебно-методическое обеспечение: компьютер, принтер, сканер, мультимедиапроектор. Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы социально – гуманитарной направленности «Читательская грамотность» Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и качества: • Оценивать (как хорошие или плохие) поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; • Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; Предметными результатами изучения курса являются следующие умения: Ученик получит возможность научиться: • • • • • • • • находить книгу в открытом библиотечном фонде; выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности; формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях; характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему; сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением; слушать и читать книгу, понимать прочитанное; овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке); систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке; Ученик научится: • Использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); • Уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. • Планировать (проговаривать) последовательности шагов алгоритма для достижения цели (поиска необходимой информации) с помощью учителя; • Учиться работать по предложенному учителем плану; • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; • Учиться находить ошибки в плане действий и вносить в него изменения; • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей; 9 Познавательные УУД: • ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; Коммуникативные УУД: • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); • слушать и понимать речь других; • выразительно читать и пересказывать текст; • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах. Список литературы 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Веселая литература в начальной школе: Методическое пособие. М., 2004. 2. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб., 2007. 3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор. М., – 2011. 4. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005. 5. Гостимская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. М., 2005. 6. Кашурникова Т.М. Основы информационно-библиографической грамотности для учащихся: методические рекомендации для библиотекарей. – М., 2007. 7. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001. 8. Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс. М., 2006. 9. Левин В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем. М., 1994. 10. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001. 11. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972. 12. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М., 2001. 13. Планируемые результаты начального общего образования. – М., 2011. 14. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А. Горского. – М., 2011. 15. Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. М, 2011. 10 16. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002. 17. Предметная неделя литературы в школе / Авт.-сост. Н.Д. Ильина. Ростов-на-Дону, 2005. 18. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001. 19. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005. 20. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. . Вып 1. М., 2005, 21. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М., 2011 11