МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Подписано: Пономаренко Карина Геворговна DN: cn=Пономаренко Карина Геворговна, c=RU, o= МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 , email=school8.armavir@mail.ru Дата: 2024.11.16 11:15:08 +03'00' МБОУ - СОШ № 8 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО МО учителей математического цикла заместитель директора Директор МБОУСОШ №8 _____________ Мужичук М.В. ___________ Кобченко М.В. _____________ Пономаренко К.Г. на методическом совете №1 от «29» о8 2024 г. педагогическом совете №1 от «30» 08 2024 г. Приказ №198 от «30» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Финансовая математика» для обучающихся 7 класса город Армавир 2024 год Пояснительная записка Настоящее учебно-методическое пособие «Реализация курса «Финансовая математика, 7 класс» рассчитано на помощь учителю математики в преподавании курса внеурочной деятельности. В пособии содержится примерная рабочая программа курса с календарнотематическим планированием, методические рекомендации по проведению каждого занятия (в одном или двух вариантах, на выбор учителя), ответы ко всем заданиям. Занятия предполагают использование активных форм деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся. Рассматриваемые задачи и практические задания встречаются в различных источниках по подготовке к ВПР по математике и имеют практико-ориентированную направленность. Предложенные материалы к занятиям носят рекомендательный характер и могут быть скорректированы учителем с учётом особенностей класса и собственного методического опыта. В учебном пособии для обучающегося собран краткий теоретический материал, практические задачи по темам, ответы не предусмотрены. Содержание курса Программа курса внеурочной деятельности адресована учащимся 7 класса и является одной из важных составляющих работы над созданием некоторой базы финансовой грамотности. На занятиях учащиеся знакомятся с различными финансовыми понятиями, явлениями и их взаимозависимостями, применяют математические знания к выполнению финансовых расчетов. Методологическими подходами к формированию финансовой грамотности выступают компетентностный, личностно-деятельностный, контекстный, практико-ориентированный, интегративный, субъектный подходы. Направление программы – общеинтеллектуальное, программа создает условия для развития познавательной и социальной активности учащегося, усвоение навыков делового общения и управленческой деятельности, а также решение учебных и прикладных задач финансовой направленности, в которых применяется изучаемый математический аппарат. Актуальность программы обоснована введением ФГОС ООО, а именно ориентирована на выполнение требований к содержанию внеурочной деятельности школьников, а также на интеграцию и дополнение содержания предметных программ. Программа педагогически целесообразна, ее реализация создает возможность разностороннего раскрытия индивидуальных способностей школьников, развития интереса к финансовым видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной деятельности, умения самостоятельно организовать свое свободное время. Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, поисковым, исследовательским и проблемным, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Методы и приемы обучения: проблемно-развивающее обучение, знакомство с историческим материалом, иллюстративно-наглядный метод, индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися, дидактические игры, проектные и исследовательские технологии, диалоговые и дискуссионные технологии, информационные технологии. Кроме того, эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: эвристическая беседа; практикум; интеллектуальная игра; дискуссия; творческая работа. Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ФИНАНСОВАЯ МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Личностными результатами реализации программы станет формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии современного общества, а так же формирование и развитие универсальных учебных умений самостоятельно определять, высказывать, исследовать и анализировать, соблюдая самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). Метапредметными результатами реализации программы станет формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности, а именно следующих универсальных учебных действий. Регулятивные УУД: • Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения. • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. • Составлять план решения проблемы (задачи). • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки. • В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. • Познавательные УУД: • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи. • Отбирать необходимые для решения задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, интернет-ресурсов. • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять более простой план учебно-научного текста. • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. • Коммуникативные УУД: • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. • Читать вслух и про себя тексты научно-популярной литературы и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). • Учиться уважительно относиться к позиции другого, учиться договариваться. Предметными результатами реализации программы станет создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности, а именно: 1. познакомиться с разделом «финансовой математики», его элементами, некоторыми правилами, а при желании самостоятельно расширить свои знания в этой области; 2. познакомиться с алгоритмом исследовательской деятельности и применять его для решения задач математики и других областей деятельности; 3. приобрести опыт самостоятельной деятельности по решению учебных задач; 4. приобрести опыт презентации собственного продукта; 5. оперировать на базовом уровне понятиями (т.е. распознавать конкретные примеры общих понятий по характерным признакам, выполнять действия в соответствии с определением и простейшими свойствами понятий, конкретизировать примерами общие понятия): • цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала, выручка, прибыль и себестоимость, коэффициент наращения по вкладу; • бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и затрат и др.; • депозит и кредит, вкладчик, заемщик, проценты по вкладу, спрос и предложение, рыночное равновесие и равновесная цена, торговый дефицит и избыточное предложение. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 Количество часов Тема урока Что изучает финансовая математика? Для чего нужно быть финансово грамотным человеком? Аппарат и методы расчетов необходимые при финансовых операциях. Стоимостные характеристики: размеры платежей, кредитов, долговых обязательств Временные данные: даты и сроки выплат, отсрочки платежей, продолжительнос ть льготных периодов. Специфические элементы: процентные и учетные ставки. Функциональная зависимость трех основных параметров и ее значимость. Простые и сложные проценты. Всег о 1 1 1 1 1 1 1 Контрольн ые работы Практическ ие работы Дата изучени я Электронные цифровые образовательн ые ресурсы 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Простые и сложные проценты. Простой и сложный процентный рост. Простой и сложный процентный рост. Основные термины при решении финансовых задач. Виды процентных ставок и способы начисления. Виды процентных ставок и способы начисления. Виды процентных ставок и способы начисления. Базовые операции финансовой математики. Базовые операции финансовой математики. Задачи на оптимальный выбор 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1