МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Подписано: Пономаренко Карина Геворговна DN: cn=Пономаренко Карина Геворговна, c= RU, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8, email=school8.armavir@mail.ru Дата: 2024.11.16 11:12:04 +03'00' МБОУ - СОШ № 8 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО МО учителей математического цикла заместитель директора Директор МБОУСОШ №8 _____________ Мужичук М.В. ___________ Кобченко М.В. _____________ Пономаренко К.Г. на методическом совете №1 от «29» о8 2024 г. педагогическом совете №1 от «30» 08 2024 г. Приказ №198 от «30» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Функциональная грамотность» для обучающихся 5 класса город Армавир 2024 год Пояснительная записка Цель программы: развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию. Задачи программы: • развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление); • развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность); • развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность); • развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции). Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты. Содержание курса Программа рассчитана на 1 год обучения (5 класс), включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность). Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета 1 час в неделю, общее количество часов-34.8часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «финансовая грамотность». В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, проект. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРСМОТНОСТЬ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания. Личностные результаты: • формирование активной жизненной позиции; • развитие начальных навыков экономического стиля мышления в области экономических отношений в семье и обществе; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по- ступки; планирование собственного бюджета; • уважение к труду; • приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения реальных экономических ситуаций. Метапредметные результаты: • развитие умений поиска информации, необходимой для решения математических задач; • формирование умений представлять информацию в виде информационной модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы и т.п.); • развитие логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей; • развитие речи посредством овладения предметными и межпредметными понятиями; • формирование навыков планирования действий с помощью учителя и самостоятельно; • развитие способности критического отношения к полученным результатам: самооценка и взаимооценка, корректировка действий, принятие идей и замечаний других людей; • развитие навыков коммуникации: составление устных и письмен- ных текстов, ведение диалога, принятие других точек зрения, рас- пределение функций и ролей при совместной деятельности; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку ситуации; • умение переложить знакомую математическую задачу в контекст проблемной ситуации других дисциплин, в окружающей жизни. Предметные результаты: • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. • умений приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и для решения бытовых задач в области семейной экономики ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Контрольные работы Всего 1 Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России) 1 2 Работаем над проектом (Школьная жизнь) 1 3 Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь) 1 4 По страницам биографий (Великие люди нашей страны) 1 5 Мир моего города (Человек и технический прогресс) 1 6 7 8 9 10 11 12 Модели и ситуации. Общее представление о креативности (на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с содержательными и тематическими областями Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и варианты. Разные, похожие, одинаковые Выдвижение креативных идей и их доработка. Для чего нужны нестандартные идеи. Когда и кому бывают нужны креативные идеи От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания Путешествия и отдых Транспорт Здоровье 1 1 1 1 1 1 1 Практические работы Дата изучения 13 Домашнее хозяйство 1 14 Собираемся за покупками: что важно знать 1 15 Делаем покупки: как правильно выбирать товары 1 16 Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем 1 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя Мы умеем дружить Модели и ситуации. Общее представление о креативности (на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с содержательными и тематическими областями Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и варианты. Разные, похожие, одинаковые Выдвижение креативных идей и их доработка. Для чего нужны нестандартные идеи. Когда и кому бывают нужны креативные идеи От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы Путешествия и отдых Транспорт Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать. Идея: на материале заданий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 «Покупаем новое» и «Не выбрасывайте продукты» интеграция с финансовой грамотностью по теме «Покупки» 28 29 30 31 32 33 34 «Деньги – не щепки, счетом крепки» Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя Итоговый тест ПОВТОРЕНИЕ 1 1 1 1 1 1 1