МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского
края
Подписано: Пономаренко Карина Геворговна
DN: cn=Пономаренко Карина Геворговна, c=
RU, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №8, email=school8.armavir@mail.ru
Дата: 2024.11.16 11:12:04 +03'00'
МБОУ - СОШ № 8
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
МО учителей
математического цикла
заместитель директора
Директор МБОУСОШ №8
_____________ Мужичук М.В.
___________ Кобченко М.В.
_____________ Пономаренко К.Г.
на методическом совете №1
от «29» о8 2024 г.
педагогическом совете №1
от «30» 08 2024 г.
Приказ №198 от «30» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Функциональная грамотность»
для обучающихся 5 класса
город Армавир 2024 год
Пояснительная записка
Цель программы:
развитие функциональной грамотности учащихся 5 классов как индикатора
качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Задачи программы:
•
развитие способность продуктивно участвовать в процессе
выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение
инновационных
(новых,
новаторских,
оригинальных,
нестандартных,
непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных,
оптимальных) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего,
вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения
воображения (креативное мышление);
•
развитие способности принимать эффективные решения в
разнообразных
финансовых
ситуациях,
способствующих
улучшению
финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в
экономической жизни (финансовая грамотность);
•
развитие способности формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения,
использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для
описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в
мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения,
которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
гражданину (математическая грамотность);
•
развитие способности критически рассматривать с различных точек
зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного
взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким
образом культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут
оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое,
уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе
разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные
компетенции).
Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия,
круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа,
тестирование, мини-проекты.
Содержание курса
Программа рассчитана на 1 год обучения (5 класс), включает 4 модуля
(читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает
содержание модуля из расчета 1 час в неделю, общее количество часов-34.8часов на модули «читательская грамотность», «математическая грамотность»,
«финансовая грамотность».
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию
различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц,
диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях.
Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме.
Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа,
учеба, работа и производство, общество и др.).
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы,
моделирование, игра, викторина, квест, проект.
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРСМОТНОСТЬ» НА
УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение математики по данной программе способствует формированию
у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе
воспитания.
Личностные результаты:
•
формирование активной жизненной позиции;
•
развитие начальных навыков экономического стиля мышления в
области экономических отношений в семье и обществе;
•
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по-
ступки; планирование собственного бюджета;
•
уважение к труду;
•
приобретение опыта применения полученных знаний и умений для
решения реальных экономических ситуаций.
Метапредметные результаты:
•
развитие умений поиска информации, необходимой для решения
математических задач;
•
формирование
умений
представлять
информацию
в
виде
информационной модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы и т.п.);
•
развитие
логических
операций
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных
связей;
•
развитие
речи
посредством
овладения
предметными
и
межпредметными понятиями;
•
формирование навыков планирования действий с помощью учителя
и самостоятельно;
•
развитие способности критического отношения к полученным
результатам: самооценка и взаимооценка, корректировка действий, принятие
идей и замечаний других людей;
•
развитие навыков коммуникации: составление устных и письмен-
ных текстов, ведение диалога, принятие других точек зрения, рас- пределение
функций и ролей при совместной деятельности;
•
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и
давать оценку ситуации;
•
умение переложить знакомую математическую задачу в контекст
проблемной ситуации других дисциплин, в окружающей жизни.
Предметные результаты:
•
освоение приёмов работы с экономической информацией, её
осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
•
умений
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и
для
решения
бытовых
задач
в
области
семейной
экономики
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Тема урока
Контрольные
работы
Всего
1
Путешествуем и познаем мир
(Путешествие по России)
1
2
Работаем над проектом
(Школьная жизнь)
1
3
Хотим участвовать в конкурсе
(Школьная жизнь)
1
4
По страницам биографий
(Великие люди нашей страны)
1
5
Мир моего города (Человек и
технический прогресс)
1
6
7
8
9
10
11
12
Модели и ситуации. Общее
представление о креативности
(на примерах простейших
заданий и бытовых ситуаций).
Знакомство с
содержательными и
тематическими областями
Выдвижение разнообразных
идей. Для чего нужно
выдвигать разные идеи и
варианты. Разные, похожие,
одинаковые
Выдвижение креативных идей
и их доработка. Для чего
нужны нестандартные идеи.
Когда и кому бывают нужны
креативные идеи
От выдвижения до доработки
идей. Создание продукта.
Выполнение проекта на
основе комплексного задания
Путешествия и отдых
Транспорт
Здоровье
1
1
1
1
1
1
1
Практические
работы
Дата
изучения
13
Домашнее хозяйство
1
14
Собираемся за покупками: что
важно знать
1
15
Делаем покупки: как
правильно выбирать товары
1
16
Приобретаем услуги: знаем,
умеем, практикуем
1
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
Самое главное о правилах
поведении грамотного
покупателя
Мы умеем дружить
Модели и ситуации. Общее
представление о креативности
(на примерах простейших
заданий и бытовых ситуаций).
Знакомство с
содержательными и
тематическими областями
Выдвижение разнообразных
идей. Для чего нужно
выдвигать разные идеи и
варианты. Разные, похожие,
одинаковые
Выдвижение креативных идей
и их доработка. Для чего
нужны нестандартные идеи.
Когда и кому бывают нужны
креативные идеи
От выдвижения до доработки
идей. Создание продукта.
Выполнение проекта на
основе комплексного задания
Диагностика и рефлексия.
Самооценка. Выполнение
итоговой работы
Путешествия и отдых
Транспорт
Можем ли мы решать
глобальные проблемы?
Начинаем действовать.
Идея: на материале заданий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
«Покупаем новое» и «Не
выбрасывайте продукты»
интеграция с финансовой
грамотностью по теме
«Покупки»
28
29
30
31
32
33
34
«Деньги – не щепки, счетом
крепки»
Самое главное о правилах
поведении грамотного
покупателя
Приобретаем услуги: знаем,
умеем, практикуем
Самое главное о правилах
поведении грамотного
покупателя
Самое главное о правилах
поведении грамотного
покупателя
Итоговый тест
ПОВТОРЕНИЕ
1
1
1
1
1
1
1