Пономаренко Карина Геворговна Подписано: Пономаренко Карина Геворговна DN: cn=Пономаренко Карина Геворговна, c=RU, o= МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8, email=school8.armavir@mail.ru Дата: 2023.12.21 09:49:27 +03'00' Утверждаю Директор МБОУ-СОШ №8 ____________ К.Г.Пономаренко Положение о библиотеке муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №8 муниципального образования город Армавир Краснодарского края 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о библиотеке общеобразовательной организации разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года и Федеральным Законом от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» с изменениями от 14 апреля 2023, с учетом Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» с изменениями от 28 декабря 2022 года, а также Устава общеобразовательной организации и других нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность общеобразовательных организаций. 1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение) обозначает основные принципы, задачи и функции библиотеки в школе, определяет организацию деятельности, управление, порядок пользования школьной библиотекой, а также регламентирует права и обязанности пользователей и работников библиотеки общеобразовательной организации. 1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции библиотеки общеобразовательной организации, которая способствует формированию культуры личности учащихся школы и позволяет повысить эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательной деятельности. 1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и определяет уровень требований к библиотеке как к структурному подразделению общеобразовательной организации. 1.5. Школьная библиотека является структурным подразделением образовательной организации, участвующим в учебно-воспитательной деятельности в целях обеспечения права участников образовательной деятельности на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. 1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в соответствии с российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой культуры. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании образовательной организации. 1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании в Российской Федерации» школьная библиотека доступна и бесплатна для читателей, обучающихся, учителей и других работников общеобразовательной организации. 1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. 1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием и Уставом общеобразовательной организации. 1.10. Библиотека должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана и иметь фонд дополнительной литературы, включающий детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие программы основного общего образования 2. Принципы деятельности школьной библиотеки 2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности. 2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с изменениями от 28 декабря 2022 года). 2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, публикаций, обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство, либо оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. 2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ относятся: • официальные материалы запрещенных экстремистских организаций; • материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международно-правовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона; • любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона. 2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. 2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в Правилах пользования библиотекой. 2.7. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки. 2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится в соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими требованиями и нормами. 3. Задачи библиотеки 3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования учащихся и педагогов общеобразовательной организации. 3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам, родителям (законным представителям) учащихся — доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях: • бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); • цифровом (DVD -диски); • коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях. 3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой. 3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала. 3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации. 3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда. 3.8 Осуществление сверки поступающих в библиотеку ресурсов (на любых носителях) С Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания не реже 1 раза в квартал. При обнаружении запрещенных материалов экстремистского содержания составляется акт об изъятии. Электроник школы Тугуз А.Ю. проводит регулярно, не реже 1 раза в месяц, работу по блокированию доступа с компьютеров, установленных в библиотеке, к сайтам и электронным документам, включенным в «Федеральный список экстремистских материалов» 3.9 Осуществление сверки (ежемесячно) имеющихся в фонде ресурсов с «Федеральным списком экстремистских материалов» 4. Основные функции библиотеки Для реализации основных задач школьная библиотека: 4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная, информационная, культурная. 4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательной организации: • комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации, учитывая Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, утвержденный Федеральным органом исполнительной власти; • пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций; • осуществляет размещение, организацию и сохранность документов. 4.3. Создает информационную продукцию: • организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги, картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по профилю общеобразовательной организации; • разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); • обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции. 4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: • обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале; • предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; • способствует развитию навыков самообучения • организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; • оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления. 4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: • выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; • способствует проведению занятий по формированию информационной культуры. 4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся: • удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; • консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы. 4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком. 4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.). 4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные условия для обслуживания читателей. 4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного фонда. 4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки. 4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей. 4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении. 4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда общеобразовательной организации. • 5. Организация деятельности библиотеки 5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы школьной библиотеки. 5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки, подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов. 5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества школьной библиотеки. 5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом общеобразовательной организации. 5.5. Режим работы библиотеки определяется – библиотекарем в соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательной организации. 5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение: • двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутри библиотечной работы; • одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится; • не менее одного раза в месяц — методического дня. 6. Организация, управление и штаты 6.1. Общее руководство библиотекой осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения, утверждает нормы и технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотек, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а также за создание комфортной информационной среды для читателей. 6.2. Руководство библиотекой осуществляет библиотекарь (педагогбиблиотекарь) который несет ответственность в пределах своей компетенции за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом общеобразовательной организации. 6.3. Библиотекарь (педагог-библиотекарь) назначается руководителем общеобразовательного учреждения. 6.4. Библиотекарь (заведующий библиотекой) отвечает за организацию работы библиотеки и результаты ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе. 6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую профессиональную подготовку, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании и (или) квалификации. 6.6. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности работ. 6.7. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательной организации регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить трудовому законодательству Российской Федерации. 6.8. Библиотечный работник должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в общеобразовательной организации. 7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки 7.1. Библиотекарь (педагог-библиотекарь) имеет право: • самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе образовательной организации; • проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; • определять источники комплектования информационных ресурсов; • изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; • определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки; • взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию ущерба, нанесенного пользователями библиотеки, за несовершеннолетних пользователей ответственность несут законные представители; • вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере). участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определяемом Уставом; • педагог-библиотекарь имеет право на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных актах Правительства РФ. • быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; • участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов. 7.2. Библиотекарь (педагог-библиотекарь) обязан: • обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; • информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; • формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами общеобразовательной организации, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; • совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; • обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; • обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой школы; • вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед директором общеобразовательной организации. 7.3. Библиотечный работник несет ответственность: • за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде, Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором. • за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением. • за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации. • 8. Права и обязанности пользователей библиотеки 8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право: • получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах; • пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; • получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; • получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; • продлевать срок пользования документами и литературой; • участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой; • обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы. 8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны: • соблюдать правила пользования библиотекой; • бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; • пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в помещении библиотеки школы; • убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь; • расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу (исключение: обучающиеся 1- 2 классов); • возвращать книги в библиотеку в установленные сроки; • заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой; • полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в общеобразовательной организации. 9. Порядок пользования школьной библиотекой 9.1. Запись обучающихся производится по спискам классов. 9.2. Запись педагогических и иных сотрудников производится в индивидуальном порядке по паспорту. 9.3. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно. 9.4. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр, журнал выдачи периодических изданий и журнал регистрации выдачи учебников. 9.5.Печатные и электронные ресурсы из фонда школьной библиотеки выдаются в соответствии с нормами установленными правилами пользования библиотекой. 9.6.Документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются. 9.7. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в библиотеке производится в присутствии библиотекаря (педагога – библиотекаря) 9.8. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек одновременно. 9.9. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может обращаться к библиотекарю (педагогу – библиотекарю). 9.10. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и к ресурсам указанным в Федеральном списке экстремистской литературы.http://ohranayda.com/ /2086 9.11. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам охраны труда и пожарной безопасности. 10. Заключительные положения 10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации. 10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 10.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего Положения. 10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.