МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 Подписано: Пономаренко Карина Геворговна DN: cn=Пономаренко Карина Геворговна, c= RU, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8, email=school8.armavir@mail.ru Дата: 2024.11.01 10:37:01 +03'00' УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета от 30 августа 2023 года протокол №1 Директор МБОУ – СОШ № 8 _____________ К.Г. Пономаренко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ, УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ Начальное общее образование 1-4 классы Количество часов 34 Учителя: Нарыкова Елена Александровна, Ивлева Ирина Григорьевна Программа разработана в соответствии и на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286; -Федеральной образовательной программы начального общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 372; - УМК: УМК «Школа России», программы МО РФ «Основы религиозных культур и светской этики» ФГОС.Авторы: А.Я. Данилюк, Т.В. Емельянова, О.Н. Марченко, Е.В. Мацыяка, Г.А. Обернихина, К.В. Савченко, Москва: «Просвещение», 2014 г. год реализации 2023- 2025 1.Планируемые результаты освоения учебного модуля Основы православной культуры 1. Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать чувство гордости за свою Родину; формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность; понимать значения гуманистических и демократических ценностных ориентаций, осознавать ценность человеческой жизни; понимать значения нравственных норм и ценностей как условия жизни личности, семьи, общества; осознавать право гражданина Российской Федерации исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии; строить своё общение, совместную деятельность на основе правил коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии или к атеизму; соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов России, терпимость к представителям разного вероисповедания; 2 строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил, проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь; понимать необходимость обогащать свои знания о духовно- нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям. 2. В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. 2.1. Метапредметные результаты: овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях, использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий; 3 овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; совершенствовать организационные умения в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих. 2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного); использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление); применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, подготавливать выводы на основе изучаемого фактического материала; признавать возможность существования разных точек зрения, обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства; 4 выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца. 2.3. У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и (или) к гражданской этике; использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео); находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в условиях контролируемого входа); анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность. 2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы нравственности, этики, речевого этикета; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение, проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения; создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике. 2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий: проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуаци5 ях, контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения; проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества, проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении; анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам трудовой деятельности); выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения, осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла; проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к предмету, желание больше узнавать о других религиях и правилах светской этики и этикета. 2.6. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности: выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать; владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить, терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты; подготавливать индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией. 7.3. К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по ОРКСЭ: Модуль «Основы православной культуры». 6 выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни представлений о себе, людях, окружающей действительности; выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры; выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования; рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении и деятельности; раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние, сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей, борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского нравственного идеала, объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции; первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков, поведения (своих и других людей) с позиций православной этики; раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении, человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви; рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет, Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых, священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число 7 Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции; рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме, общения с мирянами и священнослужителями; рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста; раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам, православных семейных ценностей; распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл (православный крест) и значение в православной культуре; рассказывать о художественной культуре в православной традиции, об иконописи, выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами; излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности; первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов; приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм религиозной культуры и внутренней установки личности, поступать согласно своей совести; выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероис8 поведания, понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей общей Родине – России, приводить примеры сотрудничества последователей традиционных религий; называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм; выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре, традиции. Основное содержание курса «Основы религиозных культур и светской этики», учебный модуль «Основы православной культуры» Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» № п/п Темы, входящие в ООП Тематическое планирование Основное содержание основные виды учебной деятельности Основные направления воспитательной деятельности 1 Россия – наша Родина. Россия — наша Родина. (1 ч) Россия — многонациональное государство. Духовный мир человека. Культурные традиции и вечные ценности. Семейные ценности. Внеурочная деятельность: экскурсия в исторический или краеведческий музей. Культурное многообразие России. Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий, рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями. Читать и отвечать на вопросы по прочитанному. Размышлять о роли духовных традиций народов России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества. Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке явлений и фактов действительности. Осознавать ценность дружеских отношений между людьми 1,2,3,4 2 Культура и религия. Культура и ре- Особенности восточного хрилигия (1 ч) стианства. Культура и религия. Что такое культура? Что такое религия? Как человек создаёт культуру. Истоки русской куль- Выделять тему и идею текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них. Рассказывать о том, как человек создаёт культуру; об истоках русской культуры в православной религии. Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм 3,4 10 туры — в православной религии жизни (заботиться о других, любить друг друга, не лениться, не лгать). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 3 Введение в православную духовную традицию. Человек и Бог в православии (1 ч) Бог — Творец, который создал весь мир и человеческий род. Дары Бога человеку. Вера в Бога и её влияние на поступки людей Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Использовать ключевые понятия урока в устной и письменной речи, применять их при анализе и оценке фактов действительности. Пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов; соотносить прочитанное с личным жизненным опытом. Рассказывать о дарах, которые Бог дал человеку; о том, как вера в Бога влияет на поступки людей, на развитие их творческого потенциала. Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм жизни (свобода, разум, совесть, доброта, любовь). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 3 4 Во что верят православные христиане. Православная молитва. (1 ч) Что такое православие. Что значит молиться. Три вида православных молитв: молитвапросьба, молитва-благодарение, молитва-славословие. Кто такие Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы урока вслух и про себя. Изучить новые понятия: православие, благодать, святые, молитва — в контексте православной культуры; различные типы 3,4 11 святые. Священное Предание. Молитва «Отче наш». Искушение, испытания, трудности молитв, молитву «Отче наш»; жития святых. Составлять рассказ по иллюстрации, выполнять выборочный пересказ текста. Анализировать художественный текст с помощью вопросов и заданий к нему. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Находить нужную информацию в учебнике. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 5 Введение в православную духовную традицию. Библия и Еван- Кто такие христиане. Христиангелие (1 ч) ство. Священное Писание Ветхого Завета. Христос. Библия — книга книг. Части Библии. Священное Писание Нового Завета. Апостолы. Притчи. Евангелие. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы учебника. Рассказывать о православии и христианстве, о Библии и Евангелии, о библейских притчах. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Участвовать в рассуждении на заданную тему; аргументировать свою точку зрения; делать выводы и обобщения на основе полученной информации. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 3,4 6 Во что верят православные Проповедь Прогнозировать результаты работы на уроке. 3,4 Учение Христа. Нагорная проповедь. О мести. О богатстве. Ду12 христиане. Христа. (1 ч) ховные сокровища. «Царствие Божие внутри вас». Завет Христа. Читать материалы учебника. Рассказывать о православии и христианстве, о Нагорной проповеди, о новизне отношений Бога и человека в Новом Завете. Комментировать иллюстративный ряд и соотносить его с содержанием учебника. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 7 Во что верят православные христиане. Христос и Его крест (1 ч) Как Бог стал человеком (Богочеловек Христос). Голгофа. Царство Божие, Царство Небесное. Жертва Христа. Распятие. Символика креста. Крест — символ любви к людям Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать материалы учебника. Рассказывать о земной жизни, деяниях и сущности Иисуса Христа; о смысле смерти Иисуса на кресте; о символике православного креста. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи. Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы. Комментировать иллюстративный ряд, соотносить текст с иллюстрациями. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 3,4 8 Праздники. Пасха. (1 ч) Прогнозировать результаты работы на Воскресение Христа. Пасха Христова. Встреча Пасхи. Пасхаль- уроке. Самостоятельно читать учебный текст, ный гимн. Празднование Пасхи. отвечать на вопросы по прочитанному. Рассказывать о роли Иисуса Христа в православии, о Его жертве ради спасения людей. 3,4 13 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Использовать знакомые слова в другом мировоззренческом контексте (пост, Воскресение, Пасха). Систематизировать свои знания; применять навыки смыслового чтения. Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы. Комментировать иллюстративный ряд и соотносить его с текстом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 9 Во что верят православные христиане. Православное учение о человеке (1 ч) Библия о происхождении души. Душа и тело. Внутренний мир человека. Образ Божий в человеке. «Подумай о душе». Болезни души. Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о православном учении о человеке; о том, чем Бог одарил человека; что такое внутренний мир человека; как Библия рассказывает о происхождении души. Рассуждать о духовно-нравственных проблемах, обсуждать их в группе и представлять результаты коллективной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 3,4 10 Золотое правило нравственности. Совесть и раскаяние (1 ч) Добро. Зло. Грех. Работа совести. Раскаяние. Три шага в раскаянии Прогнозировать результаты работы на уроке. Изучить новые понятия: добро, зло, совесть, покаяние; рассказывать о значении покаяния в православии. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. 3,4 14 Выполнять выборочный пересказ текста. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Создавать собственные текстырассуждения на морально-этические темы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 11 Любовь к ближнему. Заповеди. (1 ч) Десять заповедей, данных Моисею Богом. Почитай отца твоего и матерь твою. Не убий. Не укради. Не прелюбодействуй. Не лги. Не завидуй (как зависть гасит радость). Прогнозировать результаты работы на уроке. Рассказывать о том, что такое заповеди, какие заповеди Бог дал Моисею. Анализировать содержание десяти заповедей с религиозной и нравственно-этической точки зрения. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы. Работать в группе и представлять результаты коллективной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 3,4 12 Милосердие и сострадание. Милосердие и сострадание. (1 ч) Милосердие — забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие и дружба. Милосердие и плата. Ближний. Милостыня. Учение Христа о милосердии. Благотворительная деятельность христианской церкви Прогнозировать результаты работы на уроке. Изучить новые понятия: милосердие и сострадание; рассказывать о том, что одно из дел милосердия — милостыня; о библейских притчах. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Пересказывать прочитанное, составлять 3,4 15 13 Золотое правило нравственности. Золотое правило этики. (1 ч) Главное правило человеческих отношений — не делай другим того, чего ты не хотел бы для себя. Неосуждение. Люби грешника и ненавидь грех. 14 Православный храм и другие святыни. Храм. (1 ч) Православный храм — его устройство и убранство. Иконы. Иконостас. Царские врата. Алтарь. Что люди делают в храме. 16 рассказ с введением в него новых фактов. Соотносить прочитанное с личным опытом. Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о золотом правиле этики — главном правиле человеческих отношений; о неосуждении — проявлении милосердия к человеку. Рассуждать, как правильно указать человеку на его ошибки. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы. Использовать навыки смыслового чтения учебных текстов. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным жизненным опытом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и 3,4 3,4 15 Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство.) Икона. (1 ч) Благословение. Правила поведения в различных общественных местах понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать об устройстве православного храма, особенностях службы в храме. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Работать в группе, выслушивая мнения друг друга, приходить к общему результату и представлять его. Читать текст и соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Выполнять выборочный пересказ текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Икона. Зачем изображают невидимое. Чем икона отличается от картины. Свет иконы. Нимб. Икона и молитва. О чём молятся православные христиане перед иконой. Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Рассказывать о том, чем икона отличается от картины; почему человек в православии воспринимается как святыня. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом учебника. Участвовать в беседе. Анализировать высказывания нравственного содержания и соотносить их с личным опытом. Проверять себя и самостоятельно оцени- 17 3,4 вать свои достижения. 16 Творческие работы учащихся (1 ч) Содержание деятельности определяется выбранными учащимися темами и выбранными учителем организационными формами и жанрами (проект, сочинение и т. д.), форматом итогового мероприятия. Подготовка к выполнению праздничного проекта Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и воспринимать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры»; о содержании учебного проекта и способах его реализации. Обобщать, закреплять и систематизировать представления о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры». Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 3,4,7 17 Подведение итогов (1 ч) Выполнение одного из заданий в рамках работы над праздничным проектом. Презентации результатов работы и их обсуждение Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Закреплять представления о содержании учебного проекта и способах его реализации. Обобщать и систематизировать знания. Планировать и корректировать самосто- 3,4 18 ятельную работу; работать в группе. Представлять результаты коллективной или индивидуальной работы; оценивать свою деятельность 18 Православие в России. Как христианЦерковь. Крещение Руси. Князь ство пришло на Владимир. Крещение — это Русь (1 ч) присоединение к Церкви. Вера в Единого Бога. Святая Русь. Как изменилась жизнь киевлян после их крещения 19 Любовь к ближнему. Подвиг. (1 ч) Что такое подвиг. Жертва ради другого человека. Жертва Богу. Подвижник. Внешний и внутренний мир человека: какой труднее изменить? 19 Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Иметь представление о том, как пришло христианство на Русь, почему Русь называют Святой. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 3,4,5 Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать о том, что такое подвиг и жертвенность. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы. 3,4 Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 20 Любовь к ближнему. Заповеди блаженств. (1 ч) Заповеди блаженств. Нищие духом. Царство Небесное. «Царство Божие внутри нас». «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». «Блаженны кроткие». «Блаженны милостивые». «Блаженны алчущие и жаждущие правды». «Блаженны чистые сердцем» Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Рассказывать об учении Христа, о Нагорной проповеди Христа, о заповедях Христа, данных людям в Нагорной проповеди. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни; соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Читать текст и соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 3,4 21 Добро и зло в православной традиции. Зачем творить добро? ( 1 ч ) Как подражают Христу. Самоотверженность. Святой. Почему христиане благодарны Христу Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать прочитанное. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. 3,5 20 Рассказывать о том, какие причины есть у христиан, чтобы не быть эгоистами; о христианских легендах и притчах; об апостоле Андрее Первозванном. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным опытом. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. 22 Во что верят православные христиане. Чудо в жизни христианина (1 ч) Святая Троица. Добродетель. Главные христианские добродетели — вера, надежда, любовь 21 Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о том, что в христианстве в Боге Единственность и Троичность едины и совместимы; о том, что такое христианские добродетели. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы. Делать выводы о необходимости соблюдения нравственных норм жизни; соотносить моральнонравственные проблемы с личным опытом. Анализировать свои и чужие поступки с мо- 3,5 Как видеть в людях Христа. Легенда о Христофоре. Вера христиан в бессмертие. Как вера в Божий суд влияет на поступки людей рально-нравственных позиций. Работать в группах и представлять результаты своей работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о евангельских притчах и христианских легендах; о том, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы. Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Работать в группе; представлять результаты коллективной или индивидуальной работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 23 Долг и ответственность. Православие о Божием суде (1 ч) 24 Долг и ответственность. Таинство ПричаТайная вечеря. Христианские таПрогнозировать результаты работы на уроке. стия (1 ч) инства — Крещение и Причастие. Читать и пересказывать учебный текст. Литургия. Главное назначение ЦеркОбъяснять значение слов (терминов и поняви тий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать об одном из основных православных таинств; о Литургии; о жизни Церкви. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов. 22 3,4 3,4 25 Православный храм и другие святыни. Монастырь ( 1 ч ) Монастырь — образ Царствия Божия на земле. Кто такие монахи. Кто такие иноки. Почему люди идут в монахи. Главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Послушание. Монашество. Монашеские обеты. Постриг монаха 26 Православный календарь. Отношение христианина к природе (1 ч) Что делает человека выше природы. Книга природы и Библия. Ответственность за мир. Христианское милосердие. Милосердие к животным 23 Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом; участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать об истории возникновения монастырей, о повседневной монастырской жизни, о нравственных нормах монашества. Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений, лексические средства на новом содержательном и мировоззренческом уровне. Соотносить духовно-нравственные проблемы с личным опытом. Писать сочинения на моральноэтические темы. Работать в парах или группах. Представлять результат этой работы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Соотносить содержание учебного текста с иллюстративными материалами. Рассказывать о том, почему, познавая мир, 1,3,4 3,4,8 христианин постигает и замысел его Творца; почему в мире нужно не только познавать, но и трудиться; как отношение к природе связано с милосердием. Осуществлять поиск необходимой информации в тексте учебника и других источниках для выполнения учебных заданий. Участвовать в подготовке проектов. Представлять результаты коллективной работы. Соотносить духовно-нравственные проблемы с реалиями жизни и личным опытом. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения 27 Христианская семья и ее ценности. Христианская семья (1 ч) Семья — это маленький ковчег, Прогнозировать результаты работы на уроке. призванный ограждать детей от беЧитать и пересказывать учебный текст. ды. Венчание в храме. Тактичность и Объяснять значение слов (терминов и понялюбовь в отношениях членов семьи. тий) с опорой на текст учебника или словаря. Взаимное прощение и терпение члеИспользовать знакомые слова в новом миронов семьи. Какое поведение называ- воззренческом контексте. ется хамским. Семейные праздники и Рассказывать о традициях заключения брака, семейные традиции о том, что такое православная семья, что такое венчание; о взаимоотношениях членов православной семьи, о библейских текстах и произведениях древнерусской литературы о семье. Размышлять и рассуждать на морально-этические темы. Использовать навыки смыслового чтения при чтении фрагментов духовной литературы. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Применять навыки осознанного построения речевых высказываний в соответствии с комму24 1,3,4 28 Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Защита Отечества (1 ч) Война справедливая — оборонительная. Святые защитники Отечества. Дмитрий Донской. Александр Невский. Фёдор Ушаков 29 Отношение к труду. Христианин в труде (1 ч) Заповеди Творца первым людям. Нарушение четвёртой заповеди — заповеди о посте. ТРУД — это лекарство, которое прописано человече25 никативными задачами. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Закреплять и систематизировать представление об основном содержании учебника, важнейших понятиях учебника; о духовных традициях многонационального народа России, о духовном мире человека, семьи, общества; о ценности любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине. Размышлять о том, что войны бывают справедливыми (оборонительными); о том, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказывать со святых — защитниках Родины. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий. Применять навыки построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами. Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом. Участвовать в беседе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Прогнозировать результаты работы на уроке. Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. 1,2,3,4 3,4,7 ству Богом 30 Любовь и уважение к Отечеству. Любовь и уважение к Отечеству Этапы становления духовных тради(1 ч) ций России. Любовь — основа человеческой жизни. Служение человека обществу. Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Консультация учителя, как готовиться к урокам 33, 34. Творческие работы (дома с родителями или законными представителями) на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т. д.) 31 Патриотизм многонацио- Святыни право- Традиционные религии России. Пославия, ислама, нятие святыни в религиозной культу26 Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте. Рассказывать о первом грехе людей, о заповедях, о роли труда в жизни православных христиан. Устанавливать логическую связь между фактами; участвовать в беседе. Анализировать прочитанное с точки зрения полученных ранее знаний. Соотносить изученное с примерами из произведений фольклора и художественной литературы. Актуализировать и систематизировать полученные знания. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Прогнозировать результаты работы на уроке. Закреплять и систематизировать представление об основном содержании учебника, важнейших понятиях курса; о духовных традициях многонационального народа России, о духовном мире человека, о культурных традициях и их значении в жизни человека, семьи, общества; о ценности любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине; о ключевых понятиях урока «служение», «патриотизм». Отвечать на вопросы, соотносить определения с понятиями, делать выводы. Использовать основные понятия курса в устной и письменной речи. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и поня- 1,2,3,4 1,2,3 32 нального и многоконфессионального народа России. буддизма, иуда- ре. Святыни православия, иудаизма, изма (1 ч) ислама, буддизма: священные книги. культовые предметы и сооружения. Культурные и духовные ценности. Общечеловеческое значение культурных и духовных ценностей традиционных религий. Внеурочная деятельность: посещение культового сооружения других религий (или заочная экскурсия «Религиозные святыни мира», «Религиозные святыни России») Золотое правило нравственности. Основные нравственные заповеди православия, ислама, буддизма, иудаизма, светской этики (1 ч) Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение ислама, нравственное учение буддизма. Этика о нравственных правилах жизни. Золотое правило нравственности как общечеловеческий моральный закон 27 тий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших понятиях курса ОРКСЭ. Отвечать на вопросы по содержанию других модулей. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы; соотносить моральнонравственные проблемы с личным опытом. Писать сочинение. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Прогнозировать результаты работы на уроке. Осмыслять важнейшие нравственные понятия курса ОРКСЭ. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии в моральных законах разных народов России. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы; соотносить моральнонравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной 3,4 33 Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские семьи ( 1 ч ) Семья как основа жизни человека. Род и семья — истоки нравственных отношений. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья в буддийской культуре. Семейные традиции. Родовое древо 34 Отношение к труду. Отношение к труду и природе в православии, исламе, буддизме, иудаизме, светской этике (1 ч) Труд в жизни человека и общества. Позитивное отношение к труду в религиозных культурах и светской этике. Бережное отношение к природе и ответственность человека за окружающий мир. 28 деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать о важнейших семейных ценностях народов России. Систематизировать и обобщать знания. Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Прогнозировать результаты работы на уроке. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов (устных и письменных). Рассказывать об отношении к труду и природе в различных религиях и светской этике. Систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении курса ОРКСЭ. Анализировать и сопоставлять факты, находить 3,4 3,4,7,8 аналогии. Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы; соотносить моральнонравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения Основные направления воспитательной деятельности: 1.Гражданское воспитание; 2. Патриотическое воспитание и — формирование российской идентичности; 3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей; 4. Приобщение детей к культурному наследию — (Эстетическое воспитание); 5. Ценности научного познания; 6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья 7. Трудовое воспитание; 8. Экологическое воспитание. СОГЛАСОВАНО Протокол заседания № 1 методического объединения учителей начальных классов МБОУ-СОШ№ 8 от 28 августа 2023 года __________ И.Г. Ивлева СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР ____________ Т.В. Афанасьева 29 августа 2023 года 29 30