ОРКСЭ-4 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8

Подписано: Пономаренко Карина Геворговна
DN: cn=Пономаренко Карина Геворговна, c=
RU, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №8, email=school8.armavir@mail.ru
Дата: 2024.11.01 10:37:01 +03'00'

УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2023 года протокол №1
Директор МБОУ – СОШ № 8
_____________ К.Г. Пономаренко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ, УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Начальное общее образование 1-4 классы
Количество часов 34
Учителя: Нарыкова Елена Александровна, Ивлева Ирина Григорьевна
Программа разработана в соответствии и на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286;
-Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 372;

- УМК: УМК «Школа России», программы МО РФ «Основы религиозных
культур и светской этики» ФГОС.Авторы: А.Я. Данилюк, Т.В. Емельянова,
О.Н. Марченко, Е.В. Мацыяка, Г.А. Обернихина, К.В. Савченко, Москва:
«Просвещение», 2014 г.
год реализации 2023- 2025

1.Планируемые результаты освоения учебного модуля
Основы православной культуры
1. Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать
чувство гордости за свою Родину;
формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
понимать значения гуманистических и демократических ценностных
ориентаций, осознавать ценность человеческой жизни;
понимать значения нравственных норм и ценностей как условия жизни
личности, семьи, общества;
осознавать право гражданина Российской Федерации исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии
или к атеизму;
соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми
в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов
России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
2

строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил, проявлять
в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;
понимать

необходимость

обогащать

свои

знания

о

духовно-

нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать
негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
2. В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
2.1. Метапредметные результаты:
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения
результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации
на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности
и

коммуникативных

ситуациях,

использование

речевых

средств

и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;

3

овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения,

классификации,

установления

аналогий

и

причинно-

следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого
иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях
и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, подготавливать выводы на основе
изучаемого фактического материала;
признавать возможность существования разных точек зрения, обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;

4

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
2.3. У

обучающегося

будут

сформированы

умения

работать

с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и (или) к гражданской
этике;
использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в
условиях контролируемого входа);
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы
нравственности, этики, речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, корректно задавать
вопросы и высказывать своё мнение, проявлять уважительное отношение к
собеседнику с учётом особенностей участников общения;
создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.
2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации
и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
проявлять

самостоятельность,

инициативность,

организованность

в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуаци5

ях, контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества, проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
анализировать

ситуации,

отражающие

примеры

положительного

и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам
трудовой деятельности);
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения, осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к
предмету, желание больше узнавать о других религиях и правилах светской
этики и этикета.
2.6. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить, терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
подготавливать индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
7.3. К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по ОРКСЭ:
Модуль «Основы православной культуры».

6

выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений
о себе, людях, окружающей действительности;
выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали,
их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении
и деятельности;
раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние,
сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей,
борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского
нравственного идеала, объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении,
человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет,
Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых,
священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число

7

Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме,
общения с мирянами и священнослужителями;
рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу,
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам, православных семейных ценностей;
распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её
смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
рассказывать о художественной культуре в православной традиции,
об иконописи, выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм религиозной культуры и внутренней установки
личности, поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероис8

поведания, понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России, приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически
являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре,
традиции.
Основное содержание курса
«Основы религиозных культур и светской этики»,
учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение
к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская
семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального
и многоконфессионального народа России.

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
№
п/п

Темы, входящие
в ООП

Тематическое
планирование

Основное содержание

основные виды учебной деятельности

Основные
направления
воспитательной деятельности

1

Россия – наша
Родина.

Россия — наша
Родина. (1 ч)

Россия — многонациональное
государство. Духовный мир человека. Культурные традиции и
вечные ценности. Семейные
ценности. Внеурочная деятельность: экскурсия в исторический или краеведческий музей.
Культурное многообразие России.

Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий, рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями.
Читать и отвечать на вопросы по прочитанному.
Размышлять о роли духовных традиций
народов России, о духовном мире человека, о
культурных традициях и их значении в жизни
человека, семьи, общества.
Использовать ключевые понятия урока в
устной и письменной речи, применять их
при анализе и оценке явлений и фактов
действительности.
Осознавать ценность дружеских отношений
между людьми

1,2,3,4

2

Культура и религия.

Культура и ре- Особенности восточного хрилигия (1 ч)
стианства. Культура и религия.
Что такое культура? Что такое
религия? Как человек создаёт
культуру. Истоки русской куль-

Выделять тему и идею текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них.
Рассказывать о том, как человек создаёт
культуру; об истоках русской культуры в
православной религии. Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм

3,4

10

туры — в православной религии

жизни (заботиться о других, любить друг
друга, не лениться, не лгать).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

3

Введение в православную духовную традицию.

Человек и Бог в
православии (1
ч)

Бог — Творец, который создал
весь мир и человеческий род.
Дары Бога человеку. Вера в Бога и её влияние на поступки людей

Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Читать материалы урока вслух и про себя.
Использовать ключевые понятия урока
в устной и письменной речи, применять их
при анализе и оценке фактов действительности.
Пересказывать прочитанное, составлять
рассказ с введением в него новых фактов;
соотносить прочитанное с личным жизненным опытом.
Рассказывать о дарах, которые Бог дал
человеку; о том, как вера в Бога влияет на
поступки людей, на развитие их творческого потенциала.
Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм
жизни (свобода, разум, совесть, доброта,
любовь).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

3

4

Во что верят
православные
христиане.

Православная
молитва. (1 ч)

Что такое православие. Что значит молиться. Три вида православных
молитв:
молитвапросьба, молитва-благодарение,
молитва-славословие. Кто такие

Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Читать материалы урока вслух и про себя.
Изучить новые понятия: православие,
благодать, святые, молитва — в контексте
православной культуры; различные типы

3,4

11

святые. Священное Предание.
Молитва «Отче наш». Искушение, испытания, трудности

молитв, молитву «Отче наш»; жития святых.
Составлять рассказ по иллюстрации, выполнять выборочный пересказ текста.
Анализировать художественный текст с
помощью вопросов и заданий к нему.
Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи.
Находить нужную информацию в учебнике.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

5

Введение в православную духовную традицию.

Библия и Еван- Кто такие христиане. Христиангелие
(1 ч)
ство. Священное Писание Ветхого Завета. Христос. Библия —
книга книг. Части Библии. Священное Писание Нового Завета.
Апостолы. Притчи. Евангелие.

Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Читать материалы учебника.
Рассказывать о православии и христианстве, о Библии и Евангелии, о библейских притчах.
Использовать речевые средства, навыки
смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи.
Участвовать в рассуждении на заданную
тему; аргументировать свою точку зрения;
делать выводы и обобщения на основе полученной информации.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

3,4

6

Во что верят
православные

Проповедь

Прогнозировать результаты работы на
уроке.

3,4

Учение Христа. Нагорная проповедь. О мести. О богатстве. Ду12

христиане.

Христа. (1 ч)

ховные сокровища. «Царствие
Божие внутри вас». Завет Христа.

Читать материалы учебника.
Рассказывать о православии и христианстве, о Нагорной проповеди, о новизне отношений Бога и человека в Новом
Завете. Комментировать иллюстративный
ряд и соотносить его с содержанием учебника.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

7

Во что верят
православные
христиане.

Христос и Его
крест (1 ч)

Как Бог стал человеком (Богочеловек Христос). Голгофа. Царство Божие, Царство Небесное.
Жертва Христа. Распятие. Символика креста. Крест — символ
любви к людям

Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Читать материалы учебника.
Рассказывать о земной жизни, деяниях
и сущности Иисуса Христа; о смысле
смерти Иисуса на кресте; о символике
православного креста.
Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи.
Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы.
Комментировать иллюстративный ряд,
соотносить текст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

3,4

8

Праздники.

Пасха. (1 ч)

Прогнозировать результаты работы на
Воскресение Христа. Пасха Христова. Встреча Пасхи. Пасхаль- уроке.
Самостоятельно читать учебный текст,
ный гимн. Празднование Пасхи.
отвечать на вопросы по прочитанному.
Рассказывать о роли Иисуса Христа в
православии, о Его жертве ради спасения
людей.

3,4

13

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Использовать знакомые слова в другом
мировоззренческом контексте (пост, Воскресение, Пасха). Систематизировать
свои знания; применять навыки смыслового чтения.
Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы.
Комментировать иллюстративный ряд и
соотносить его с текстом.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
9

Во что верят
православные
христиане.

Православное
учение о человеке (1 ч)

Библия о происхождении души.
Душа и тело. Внутренний мир
человека. Образ Божий в человеке. «Подумай о душе». Болезни
души.

Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Рассказывать о православном учении о
человеке; о том, чем Бог одарил человека;
что такое внутренний мир человека; как
Библия рассказывает о происхождении
души.
Рассуждать о духовно-нравственных проблемах, обсуждать их в группе и представлять результаты коллективной работы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

3,4

10

Золотое правило
нравственности.

Совесть и раскаяние (1 ч)

Добро. Зло. Грех. Работа совести. Раскаяние. Три шага в раскаянии

Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Изучить новые понятия: добро, зло, совесть, покаяние; рассказывать о значении
покаяния в православии. Размышлять и
рассуждать на морально-этические темы.

3,4

14

Выполнять выборочный пересказ текста.
Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.
Создавать
собственные
текстырассуждения на морально-этические темы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
11

Любовь к ближнему.

Заповеди. (1
ч)

Десять заповедей, данных Моисею Богом. Почитай отца твоего
и матерь твою. Не убий. Не
укради. Не прелюбодействуй.
Не лги. Не завидуй (как зависть
гасит радость).

Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Рассказывать о том, что такое заповеди,
какие заповеди Бог дал Моисею. Анализировать содержание десяти заповедей с религиозной и нравственно-этической точки
зрения.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Работать в группе и представлять результаты коллективной работы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

3,4

12

Милосердие и
сострадание.

Милосердие и
сострадание. (1
ч)

Милосердие — забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие и дружба. Милосердие и
плата. Ближний. Милостыня.
Учение Христа о милосердии.
Благотворительная деятельность
христианской церкви

Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Изучить новые понятия: милосердие и
сострадание; рассказывать о том, что одно из дел милосердия — милостыня; о
библейских притчах.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы. Использовать знакомые
слова в новом мировоззренческом контексте.
Пересказывать прочитанное, составлять

3,4

15

13

Золотое правило
нравственности.

Золотое правило
этики. (1 ч)

Главное правило человеческих
отношений — не делай другим
того, чего ты не хотел бы для себя. Неосуждение. Люби грешника
и ненавидь грех.

14

Православный
храм и другие
святыни.

Храм. (1 ч)

Православный храм — его
устройство и убранство. Иконы.
Иконостас. Царские врата. Алтарь. Что люди делают в храме.
16

рассказ с введением в него новых фактов.
Соотносить прочитанное с личным опытом.
Работать в паре или группе и представлять
результаты коллективной работы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Использовать знакомые слова в новом
мировоззренческом контексте.
Рассказывать о золотом правиле этики —
главном правиле человеческих отношений; о
неосуждении — проявлении милосердия к
человеку.
Рассуждать, как правильно указать человеку на его ошибки.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Использовать навыки смыслового чтения
учебных текстов.
Осознавать необходимость соблюдения
нравственных норм жизни. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным
жизненным опытом.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Читать и воспринимать прочитанное.
Объяснять значение слов (терминов и

3,4

3,4

15

Символический
язык православной культуры:
христианское
искусство (иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство.)

Икона. (1 ч)

Благословение. Правила поведения в различных общественных
местах

понятий) с опорой на текст учебника
или словаря.
Рассказывать об устройстве православного храма, особенностях службы в храме.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Работать в группе, выслушивая мнения
друг друга, приходить к общему результату и представлять его.
Читать текст и соотносить содержание
текста с иллюстративным рядом.
Выполнять выборочный пересказ текста.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Икона. Зачем изображают невидимое. Чем икона отличается
от картины. Свет иконы. Нимб.
Икона и молитва. О чём молятся
православные христиане перед
иконой.

Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Читать и воспринимать прочитанное.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст учебника
или словаря.
Использовать речевые средства, навыки
смыслового чтения учебных текстов. Рассказывать о том, чем икона отличается от
картины; почему человек в православии
воспринимается как святыня.
Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом учебника.
Участвовать в беседе.
Анализировать высказывания нравственного содержания и соотносить их с
личным опытом.
Проверять себя и самостоятельно оцени-

17

3,4

вать свои достижения.
16

Творческие работы учащихся
(1 ч)

Содержание
деятельности
определяется выбранными учащимися темами и выбранными
учителем
организационными
формами и жанрами (проект,
сочинение и т. д.), форматом
итогового мероприятия.
Подготовка
к
выполнению
праздничного проекта

Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Читать и воспринимать прочитанное.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст учебника или
словаря.
Рассказывать о материале, изученном на
уроках по предмету «Основы православной культуры»; о содержании учебного
проекта и способах его реализации.
Обобщать, закреплять и систематизировать представления о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры».
Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

3,4,7

17

Подведение
итогов (1 ч)

Выполнение одного из заданий в рамках работы над
праздничным проектом.
Презентации результатов работы и их обсуждение

Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст учебника или
словаря.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Закреплять представления о содержании учебного проекта и способах его реализации.
Обобщать и систематизировать знания.
Планировать и корректировать самосто-

3,4

18

ятельную работу; работать в группе.
Представлять результаты коллективной
или индивидуальной работы; оценивать
свою деятельность
18

Православие в
России.

Как христианЦерковь. Крещение Руси. Князь
ство пришло на Владимир. Крещение — это
Русь (1 ч)
присоединение к Церкви. Вера в
Единого Бога. Святая Русь. Как
изменилась жизнь киевлян после их крещения

19

Любовь к ближнему.

Подвиг. (1 ч)

Что такое подвиг. Жертва ради другого человека. Жертва
Богу. Подвижник.
Внешний
и внутренний мир человека: какой труднее изменить?

19

Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст учебника или
словаря.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Иметь представление о том, как пришло
христианство на Русь, почему Русь называют Святой.
Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.
Использовать речевые средства, навыки
смыслового чтения учебных текстов.
Участвовать в беседе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

3,4,5

Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Читать и пересказывать прочитанное.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст учебника
или словаря.
Рассказывать о том, что такое подвиг и
жертвенность.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.

3,4

Использовать речевые средства, навыки
смыслового чтения учебных текстов.
Осознавать необходимость соблюдения
нравственных норм жизни; соотносить
морально-нравственные проблемы с личным опытом.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
20

Любовь к ближнему.

Заповеди блаженств. (1 ч)

Заповеди блаженств. Нищие
духом. Царство Небесное.
«Царство
Божие
внутри
нас».
«Блаженны плачущие, ибо они
утешатся». «Блаженны кроткие».
«Блаженны милостивые».
«Блаженны алчущие и жаждущие правды». «Блаженны чистые сердцем»

Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Читать и пересказывать прочитанное.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст учебника
или словаря.
Рассказывать об учении Христа, о
Нагорной проповеди Христа, о заповедях
Христа, данных людям в Нагорной проповеди.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни; соотносить морально-нравственные
проблемы с личным опытом.
Читать текст и соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

3,4

21

Добро и зло в
православной
традиции.

Зачем творить
добро? ( 1 ч )

Как подражают Христу. Самоотверженность. Святой. Почему христиане благодарны Христу

Прогнозировать результаты работы на уроке.
Читать и пересказывать прочитанное.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

3,5

20

Рассказывать о том, какие причины есть у
христиан, чтобы не быть эгоистами; о христианских легендах и притчах; об апостоле Андрее
Первозванном.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни.
Соотносить морально-нравственные проблемы
с личным опытом.
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.
Использовать навыки смыслового чтения при
чтении фрагментов духовной литературы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
22

Во что верят
православные
христиане.

Чудо в жизни
христианина (1
ч)

Святая
Троица.
Добродетель.
Главные христианские добродетели
— вера, надежда, любовь

21

Прогнозировать результаты работы на уроке.
Читать и пересказывать учебный текст.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.
Рассказывать о том, что в христианстве в Боге
Единственность и Троичность едины и совместимы; о том, что такое христианские добродетели.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Делать выводы о необходимости соблюдения
нравственных норм жизни; соотносить моральнонравственные проблемы с личным опытом.
Анализировать свои и чужие поступки с мо-

3,5

Как видеть в людях Христа. Легенда
о Христофоре. Вера христиан в бессмертие. Как вера в Божий суд влияет на поступки людей

рально-нравственных позиций.
Работать в группах и представлять результаты своей работы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.
Рассказывать о евангельских притчах и христианских легендах; о том, как вера в Божий суд
влияет на поступки христиан.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Использовать навыки смыслового чтения при
чтении фрагментов духовной литературы.
Работать в группе; представлять результаты
коллективной или индивидуальной работы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения

23

Долг и ответственность.

Православие о
Божием суде (1
ч)

24

Долг и ответственность.

Таинство ПричаТайная вечеря. Христианские таПрогнозировать результаты работы на уроке.
стия (1 ч)
инства — Крещение и Причастие.
Читать и пересказывать учебный текст.
Литургия. Главное назначение ЦеркОбъяснять значение слов (терминов и поняви
тий) с опорой на текст учебника или словаря.
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.
Рассказывать об одном из основных православных таинств; о Литургии; о жизни Церкви.
Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов.
22

3,4

3,4

25

Православный
храм и другие
святыни.

Монастырь ( 1 ч )

Монастырь — образ Царствия Божия на земле.
Кто такие монахи. Кто такие иноки. Почему люди идут в монахи.
Главное правило монашеской жизни:
«Трудись и молись». Послушание.
Монашество. Монашеские обеты.
Постриг монаха

26

Православный
календарь.

Отношение христианина к природе (1 ч)

Что делает человека выше природы.
Книга природы и Библия. Ответственность за мир. Христианское милосердие. Милосердие к животным

23

Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом; участвовать в беседе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Читать и пересказывать учебный текст.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.
Рассказывать об истории возникновения монастырей, о повседневной монастырской жизни, о
нравственных нормах монашества.
Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений, лексические средства на новом содержательном и мировоззренческом уровне.
Соотносить духовно-нравственные проблемы с
личным опытом. Писать сочинения на моральноэтические темы.
Работать в парах или группах. Представлять
результат этой работы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом
контексте.
Соотносить содержание учебного текста с иллюстративными материалами.
Рассказывать о том, почему, познавая мир,

1,3,4

3,4,8

христианин постигает и замысел его Творца; почему в мире нужно не только познавать, но и трудиться; как отношение к природе связано с милосердием.
Осуществлять поиск необходимой информации в тексте учебника и других источниках для
выполнения учебных заданий.
Участвовать в подготовке проектов. Представлять
результаты коллективной работы.
Соотносить духовно-нравственные проблемы с
реалиями жизни и личным опытом.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
27

Христианская
семья и ее ценности.

Христианская
семья
(1 ч)

Семья — это маленький ковчег,
Прогнозировать результаты работы на уроке.
призванный ограждать детей от беЧитать и пересказывать учебный текст.
ды. Венчание в храме. Тактичность и
Объяснять значение слов (терминов и понялюбовь в отношениях членов семьи. тий) с опорой на текст учебника или словаря.
Взаимное прощение и терпение члеИспользовать знакомые слова в новом миронов семьи. Какое поведение называ- воззренческом контексте.
ется хамским. Семейные праздники и
Рассказывать о традициях заключения брака,
семейные традиции
о том, что такое православная семья, что такое
венчание; о взаимоотношениях членов православной семьи, о библейских текстах и произведениях
древнерусской литературы о семье. Размышлять
и рассуждать на морально-этические темы.
Использовать навыки смыслового чтения при
чтении фрагментов духовной литературы.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Применять навыки осознанного построения
речевых высказываний в соответствии с комму24

1,3,4

28

Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России.

Защита Отечества (1 ч)

Война справедливая — оборонительная. Святые защитники Отечества. Дмитрий Донской. Александр
Невский. Фёдор Ушаков

29

Отношение к
труду.

Христианин в
труде
(1 ч)

Заповеди Творца первым людям.
Нарушение четвёртой заповеди —
заповеди о посте. ТРУД — это лекарство, которое прописано человече25

никативными задачами.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Читать и пересказывать учебный текст.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.
Закреплять и систематизировать представление об основном содержании учебника, важнейших понятиях учебника; о духовных традициях
многонационального народа России, о духовном
мире человека, семьи, общества; о ценности любви в отношениях между людьми и по отношению
к Родине. Размышлять о том, что войны бывают
справедливыми (оборонительными); о том, какие
поступки недопустимы даже на войне. Рассказывать со святых — защитниках Родины.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Применять навыки построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами.
Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.
Участвовать в беседе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Читать и пересказывать учебный текст.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.

1,2,3,4

3,4,7

ству Богом

30

Любовь и уважение к Отечеству.

Любовь и уважение к Отечеству
Этапы становления духовных тради(1 ч)
ций России. Любовь — основа человеческой жизни. Служение человека
обществу. Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Консультация учителя, как готовиться к урокам
33, 34. Творческие работы (дома с
родителями или законными представителями) на тему «Диалог культур
во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи,
песни, кухня народов России и т. д.)

31

Патриотизм
многонацио-

Святыни право- Традиционные религии России. Пославия, ислама, нятие святыни в религиозной культу26

Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.
Рассказывать о первом грехе людей, о заповедях, о роли труда в жизни православных христиан.
Устанавливать логическую связь между фактами; участвовать в беседе.
Анализировать прочитанное с точки зрения
полученных ранее знаний.
Соотносить изученное с примерами из произведений фольклора и художественной литературы. Актуализировать и систематизировать полученные знания.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Закреплять и систематизировать представление об основном содержании учебника, важнейших понятиях курса; о духовных традициях многонационального народа России, о духовном мире
человека, о культурных традициях и их значении
в жизни человека, семьи, общества; о ценности
любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине; о ключевых понятиях урока «служение», «патриотизм».
Отвечать на вопросы, соотносить определения
с понятиями, делать выводы.
Использовать основные понятия курса в устной и письменной речи.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Объяснять значение слов (терминов и поня-

1,2,3,4

1,2,3

32

нального и многоконфессионального народа
России.

буддизма, иуда- ре. Святыни православия, иудаизма,
изма (1 ч)
ислама, буддизма: священные книги.
культовые предметы и сооружения.
Культурные и духовные ценности.
Общечеловеческое значение культурных и духовных ценностей традиционных религий.
Внеурочная деятельность: посещение культового сооружения других религий (или заочная экскурсия
«Религиозные святыни мира», «Религиозные святыни России»)

Золотое правило
нравственности.

Основные нравственные заповеди православия,
ислама, буддизма, иудаизма,
светской этики
(1 ч)

Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение ислама, нравственное учение буддизма.
Этика о нравственных правилах жизни. Золотое правило нравственности
как общечеловеческий моральный
закон

27

тий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов
(устных и письменных). Рассказывать о важнейших понятиях курса ОРКСЭ. Отвечать на вопросы по содержанию других модулей. Систематизировать и обобщать знания.
Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические
темы;
соотносить
моральнонравственные проблемы с личным опытом. Писать сочинение.
Представлять результаты индивидуальной
учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.).
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Осмыслять важнейшие нравственные понятия
курса ОРКСЭ.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов
(устных и письменных).
Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках.
Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии в моральных законах разных народов России.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические
темы;
соотносить
моральнонравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной

3,4

33

Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России.

Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские
семьи ( 1 ч )

Семья как основа жизни человека.
Род и семья — истоки нравственных
отношений. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья
в буддийской культуре. Семейные
традиции. Родовое древо

34

Отношение к
труду.

Отношение к
труду и природе
в православии,
исламе, буддизме, иудаизме,
светской этике
(1 ч)

Труд в жизни человека и общества.
Позитивное отношение к труду в религиозных культурах и светской этике. Бережное отношение к природе и
ответственность человека за окружающий мир.

28

деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.).
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов
(устных и письменных).
Рассказывать о важнейших семейных ценностях народов России.
Систематизировать и обобщать знания.
Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии.
Представлять результаты индивидуальной
учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.).
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст учебника или
словаря. Использовать их при создании
собственных текстов (устных и письменных).
Рассказывать об отношении к труду и
природе в различных религиях и светской
этике. Систематизировать и обобщать
знания, полученные при изучении курса
ОРКСЭ.
Анализировать и сопоставлять факты,
находить

3,4

3,4,7,8

аналогии.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы; соотносить моральнонравственные проблемы с личным опытом.
Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения

Основные направления воспитательной деятельности:
1.Гражданское воспитание;
2. Патриотическое воспитание и — формирование российской идентичности;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;
4. Приобщение детей к культурному наследию — (Эстетическое воспитание);
5. Ценности научного познания;
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
7. Трудовое воспитание;
8. Экологическое воспитание.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания № 1
методического объединения учителей
начальных классов МБОУ-СОШ№ 8
от 28 августа 2023 года
__________ И.Г. Ивлева

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
____________ Т.В. Афанасьева
29 августа 2023 года

29

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».