МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8
Подписано: Пономаренко Карина Геворговна
DN: cn=Пономаренко Карина Геворговна, c=
RU, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №8, email=school8.armavir@mail.ru
Дата: 2024.11.01 10:37:01 +03'00'
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 30 августа 2023 года протокол №1
Директор МБОУ – СОШ № 8
_____________ К.Г. Пономаренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ, УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Начальное общее образование 1-4 классы
Количество часов 34
Учителя: Нарыкова Елена Александровна, Ивлева Ирина Григорьевна
Программа разработана в соответствии и на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286;
-Федеральной образовательной программы начального общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 18 мая 2023 г. № 372;
- УМК: УМК «Школа России», программы МО РФ «Основы религиозных
культур и светской этики» ФГОС.Авторы: А.Я. Данилюк, Т.В. Емельянова,
О.Н. Марченко, Е.В. Мацыяка, Г.А. Обернихина, К.В. Савченко, Москва:
«Просвещение», 2014 г.
год реализации 2023- 2025
1.Планируемые результаты освоения учебного модуля
Основы православной культуры
1. Личностные результаты освоения программы по ОРКСЭ на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе
правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать
чувство гордости за свою Родину;
формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
понимать значения гуманистических и демократических ценностных
ориентаций, осознавать ценность человеческой жизни;
понимать значения нравственных норм и ценностей как условия жизни
личности, семьи, общества;
осознавать право гражданина Российской Федерации исповедовать любую традиционную религию или не исповедовать никакой религии;
строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты, уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к религии
или к атеизму;
соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми
в российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов
России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
2
строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил, проявлять
в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;
понимать
необходимость
обогащать
свои
знания
о
духовно-
нравственной культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать
негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей;
понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
2. В результате изучения ОРКСЭ на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные
учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
2.1. Метапредметные результаты:
овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения
результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации
на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности
и
коммуникативных
ситуациях,
использование
речевых
средств
и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
совершенствовать умения в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
3
овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения,
классификации,
установления
аналогий
и
причинно-
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого
иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений
договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
2.2. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм, благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах изученного);
использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях
и светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, подготавливать выводы на основе
изучаемого фактического материала;
признавать возможность существования разных точек зрения, обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
4
выполнять совместные проектные задания с использованием предложенного образца.
2.3. У
обучающегося
будут
сформированы
умения
работать
с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать её принадлежность к определённой религии и (или) к гражданской
этике;
использовать разные средства для получения информации в соответствии с поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
находить дополнительную информацию к основному учебному материалу в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в
условиях контролируемого входа);
анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.
2.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
использовать смысловое чтение для выделения главной мысли религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих проблемы
нравственности, этики, речевого этикета;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, корректно задавать
вопросы и высказывать своё мнение, проявлять уважительное отношение к
собеседнику с учётом особенностей участников общения;
создавать небольшие тексты-описания, тексты-рассуждения для воссоздания, анализа и оценки нравственно-этических идей, представленных в религиозных учениях и светской этике.
2.5. У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации
и самоконтроля как часть регулятивных универсальных учебных действий:
проявлять
самостоятельность,
инициативность,
организованность
в осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных ситуаци5
ях, контролировать состояние своего здоровья и эмоционального благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и способы их предупреждения;
проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки, ориентируясь на нравственные правила и нормы современного российского общества, проявлять способность к сознательному самоограничению в поведении;
анализировать
ситуации,
отражающие
примеры
положительного
и негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам
трудовой деятельности);
выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения, осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;
проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к
предмету, желание больше узнавать о других религиях и правилах светской
этики и этикета.
2.6. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить, терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
подготавливать индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и дополнительному материалу с иллюстративным материалом и видеопрезентацией.
7.3. К концу обучения в 4 классе обучающийся получит следующие
предметные результаты по отдельным темам программы по ОРКСЭ:
Модуль «Основы православной культуры».
6
выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений
о себе, людях, окружающей действительности;
выражать своими словами понимание значимости нравственного совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить примеры;
выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;
рассказывать о нравственных заповедях, нормах христианской морали,
их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в общении
и деятельности;
раскрывать основное содержание нравственных категорий в православной культуре, традиции (любовь, вера, милосердие, прощение, покаяние,
сострадание, ответственность, послушание, грех как нарушение заповедей,
борьба с грехом, спасение), основное содержание и соотношение ветхозаветных Десяти заповедей и Евангельских заповедей Блаженств, христианского
нравственного идеала, объяснять «золотое правило нравственности» в православной христианской традиции;
первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций православной этики;
раскрывать своими словами первоначальные представления о мировоззрении (картине мира) в православии, вероучении о Боге-Троице, Творении,
человеке, Богочеловеке Иисусе Христе как Спасителе, Церкви;
рассказывать о Священном Писании Церкви – Библии (Ветхий Завет,
Новый Завет, Евангелия и евангелисты), апостолах, святых и житиях святых,
священнослужителях, богослужениях, молитвах, Таинствах (общее число
7
Таинств, смысл Таинств Крещения, Причастия, Венчания, Исповеди), монашестве и монастырях в православной традиции;
рассказывать о назначении и устройстве православного храма (собственно храм, притвор, алтарь, иконы, иконостас), нормах поведения в храме,
общения с мирянами и священнослужителями;
рассказывать о православных праздниках (не менее трёх, включая Воскресение Христово и Рождество Христово), православных постах, назначении поста;
раскрывать основное содержание норм отношений в православной семье, обязанностей и ответственности членов семьи, отношении детей к отцу,
матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам, православных семейных ценностей;
распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её
смысл (православный крест) и значение в православной культуре;
рассказывать о художественной культуре в православной традиции,
об иконописи, выделять и объяснять особенности икон в сравнении с картинами;
излагать основные исторические сведения о возникновении православной религиозной традиции в России (Крещение Руси), своими словами объяснять роль православия в становлении культуры народов России, российской культуры и государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению православного исторического и культурного наследия в своей местности, регионе (храмы, монастыри, святыни, памятные и святые места), оформлению и представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с использованием этических норм религиозной культуры и внутренней установки
личности, поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы вероис8
поведания, понимание российского общества как многоэтничного и многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского общенародного
(общенационального, гражданского) патриотизма, любви к Отечеству, нашей
общей Родине – России, приводить примеры сотрудничества последователей
традиционных религий;
называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями исторически
являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства, ценности человеческой жизни в православной духовно-нравственной культуре,
традиции.
Основное содержание курса
«Основы религиозных культур и светской этики»,
учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и
религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение
к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в
России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская
семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального
и многоконфессионального народа России.
9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
№
п/п
Темы, входящие
в ООП
Тематическое
планирование
Основное содержание
основные виды учебной деятельности
Основные
направления
воспитательной деятельности
1
Россия – наша
Родина.
Россия — наша
Родина. (1 ч)
Россия — многонациональное
государство. Духовный мир человека. Культурные традиции и
вечные ценности. Семейные
ценности. Внеурочная деятельность: экскурсия в исторический или краеведческий музей.
Культурное многообразие России.
Использовать систему условных обозначений при выполнении заданий, рассматривать иллюстративный материал, соотносить текст с иллюстрациями.
Читать и отвечать на вопросы по прочитанному.
Размышлять о роли духовных традиций
народов России, о духовном мире человека, о
культурных традициях и их значении в жизни
человека, семьи, общества.
Использовать ключевые понятия урока в
устной и письменной речи, применять их
при анализе и оценке явлений и фактов
действительности.
Осознавать ценность дружеских отношений
между людьми
1,2,3,4
2
Культура и религия.
Культура и ре- Особенности восточного хрилигия (1 ч)
стианства. Культура и религия.
Что такое культура? Что такое
религия? Как человек создаёт
культуру. Истоки русской куль-
Выделять тему и идею текста, формулировать вопросы к тексту и отвечать на них.
Рассказывать о том, как человек создаёт
культуру; об истоках русской культуры в
православной религии. Рассуждать о необходимости соблюдения нравственных норм
3,4
10
туры — в православной религии
жизни (заботиться о других, любить друг
друга, не лениться, не лгать).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
3
Введение в православную духовную традицию.
Человек и Бог в
православии (1
ч)
Бог — Творец, который создал
весь мир и человеческий род.
Дары Бога человеку. Вера в Бога и её влияние на поступки людей
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Читать материалы урока вслух и про себя.
Использовать ключевые понятия урока
в устной и письменной речи, применять их
при анализе и оценке фактов действительности.
Пересказывать прочитанное, составлять
рассказ с введением в него новых фактов;
соотносить прочитанное с личным жизненным опытом.
Рассказывать о дарах, которые Бог дал
человеку; о том, как вера в Бога влияет на
поступки людей, на развитие их творческого потенциала.
Рассуждать о возможности и необходимости соблюдения нравственных норм
жизни (свобода, разум, совесть, доброта,
любовь).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
3
4
Во что верят
православные
христиане.
Православная
молитва. (1 ч)
Что такое православие. Что значит молиться. Три вида православных
молитв:
молитвапросьба, молитва-благодарение,
молитва-славословие. Кто такие
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Читать материалы урока вслух и про себя.
Изучить новые понятия: православие,
благодать, святые, молитва — в контексте
православной культуры; различные типы
3,4
11
святые. Священное Предание.
Молитва «Отче наш». Искушение, испытания, трудности
молитв, молитву «Отче наш»; жития святых.
Составлять рассказ по иллюстрации, выполнять выборочный пересказ текста.
Анализировать художественный текст с
помощью вопросов и заданий к нему.
Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи.
Находить нужную информацию в учебнике.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
5
Введение в православную духовную традицию.
Библия и Еван- Кто такие христиане. Христиангелие
(1 ч)
ство. Священное Писание Ветхого Завета. Христос. Библия —
книга книг. Части Библии. Священное Писание Нового Завета.
Апостолы. Притчи. Евангелие.
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Читать материалы учебника.
Рассказывать о православии и христианстве, о Библии и Евангелии, о библейских притчах.
Использовать речевые средства, навыки
смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений. Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи.
Участвовать в рассуждении на заданную
тему; аргументировать свою точку зрения;
делать выводы и обобщения на основе полученной информации.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
3,4
6
Во что верят
православные
Проповедь
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
3,4
Учение Христа. Нагорная проповедь. О мести. О богатстве. Ду12
христиане.
Христа. (1 ч)
ховные сокровища. «Царствие
Божие внутри вас». Завет Христа.
Читать материалы учебника.
Рассказывать о православии и христианстве, о Нагорной проповеди, о новизне отношений Бога и человека в Новом
Завете. Комментировать иллюстративный
ряд и соотносить его с содержанием учебника.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
7
Во что верят
православные
христиане.
Христос и Его
крест (1 ч)
Как Бог стал человеком (Богочеловек Христос). Голгофа. Царство Божие, Царство Небесное.
Жертва Христа. Распятие. Символика креста. Крест — символ
любви к людям
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Читать материалы учебника.
Рассказывать о земной жизни, деяниях
и сущности Иисуса Христа; о смысле
смерти Иисуса на кресте; о символике
православного креста.
Использовать новые лексические единицы в устной и письменной речи.
Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы.
Комментировать иллюстративный ряд,
соотносить текст с иллюстрациями.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
3,4
8
Праздники.
Пасха. (1 ч)
Прогнозировать результаты работы на
Воскресение Христа. Пасха Христова. Встреча Пасхи. Пасхаль- уроке.
Самостоятельно читать учебный текст,
ный гимн. Празднование Пасхи.
отвечать на вопросы по прочитанному.
Рассказывать о роли Иисуса Христа в
православии, о Его жертве ради спасения
людей.
3,4
13
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Использовать знакомые слова в другом
мировоззренческом контексте (пост, Воскресение, Пасха). Систематизировать
свои знания; применять навыки смыслового чтения.
Работать в паре или группе и представлять результаты коллективной работы.
Комментировать иллюстративный ряд и
соотносить его с текстом.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
9
Во что верят
православные
христиане.
Православное
учение о человеке (1 ч)
Библия о происхождении души.
Душа и тело. Внутренний мир
человека. Образ Божий в человеке. «Подумай о душе». Болезни
души.
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Рассказывать о православном учении о
человеке; о том, чем Бог одарил человека;
что такое внутренний мир человека; как
Библия рассказывает о происхождении
души.
Рассуждать о духовно-нравственных проблемах, обсуждать их в группе и представлять результаты коллективной работы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
3,4
10
Золотое правило
нравственности.
Совесть и раскаяние (1 ч)
Добро. Зло. Грех. Работа совести. Раскаяние. Три шага в раскаянии
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Изучить новые понятия: добро, зло, совесть, покаяние; рассказывать о значении
покаяния в православии. Размышлять и
рассуждать на морально-этические темы.
3,4
14
Выполнять выборочный пересказ текста.
Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.
Создавать
собственные
текстырассуждения на морально-этические темы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
11
Любовь к ближнему.
Заповеди. (1
ч)
Десять заповедей, данных Моисею Богом. Почитай отца твоего
и матерь твою. Не убий. Не
укради. Не прелюбодействуй.
Не лги. Не завидуй (как зависть
гасит радость).
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Рассказывать о том, что такое заповеди,
какие заповеди Бог дал Моисею. Анализировать содержание десяти заповедей с религиозной и нравственно-этической точки
зрения.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Работать в группе и представлять результаты коллективной работы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
3,4
12
Милосердие и
сострадание.
Милосердие и
сострадание. (1
ч)
Милосердие — забота о слабых, взаимопомощь. Милосердие и дружба. Милосердие и
плата. Ближний. Милостыня.
Учение Христа о милосердии.
Благотворительная деятельность
христианской церкви
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Изучить новые понятия: милосердие и
сострадание; рассказывать о том, что одно из дел милосердия — милостыня; о
библейских притчах.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы. Использовать знакомые
слова в новом мировоззренческом контексте.
Пересказывать прочитанное, составлять
3,4
15
13
Золотое правило
нравственности.
Золотое правило
этики. (1 ч)
Главное правило человеческих
отношений — не делай другим
того, чего ты не хотел бы для себя. Неосуждение. Люби грешника
и ненавидь грех.
14
Православный
храм и другие
святыни.
Храм. (1 ч)
Православный храм — его
устройство и убранство. Иконы.
Иконостас. Царские врата. Алтарь. Что люди делают в храме.
16
рассказ с введением в него новых фактов.
Соотносить прочитанное с личным опытом.
Работать в паре или группе и представлять
результаты коллективной работы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Использовать знакомые слова в новом
мировоззренческом контексте.
Рассказывать о золотом правиле этики —
главном правиле человеческих отношений; о
неосуждении — проявлении милосердия к
человеку.
Рассуждать, как правильно указать человеку на его ошибки.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Использовать навыки смыслового чтения
учебных текстов.
Осознавать необходимость соблюдения
нравственных норм жизни. Соотносить морально-нравственные проблемы с личным
жизненным опытом.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Читать и воспринимать прочитанное.
Объяснять значение слов (терминов и
3,4
3,4
15
Символический
язык православной культуры:
христианское
искусство (иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство.)
Икона. (1 ч)
Благословение. Правила поведения в различных общественных
местах
понятий) с опорой на текст учебника
или словаря.
Рассказывать об устройстве православного храма, особенностях службы в храме.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Работать в группе, выслушивая мнения
друг друга, приходить к общему результату и представлять его.
Читать текст и соотносить содержание
текста с иллюстративным рядом.
Выполнять выборочный пересказ текста.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
Икона. Зачем изображают невидимое. Чем икона отличается
от картины. Свет иконы. Нимб.
Икона и молитва. О чём молятся
православные христиане перед
иконой.
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Читать и воспринимать прочитанное.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст учебника
или словаря.
Использовать речевые средства, навыки
смыслового чтения учебных текстов. Рассказывать о том, чем икона отличается от
картины; почему человек в православии
воспринимается как святыня.
Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом учебника.
Участвовать в беседе.
Анализировать высказывания нравственного содержания и соотносить их с
личным опытом.
Проверять себя и самостоятельно оцени-
17
3,4
вать свои достижения.
16
Творческие работы учащихся
(1 ч)
Содержание
деятельности
определяется выбранными учащимися темами и выбранными
учителем
организационными
формами и жанрами (проект,
сочинение и т. д.), форматом
итогового мероприятия.
Подготовка
к
выполнению
праздничного проекта
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Читать и воспринимать прочитанное.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст учебника или
словаря.
Рассказывать о материале, изученном на
уроках по предмету «Основы православной культуры»; о содержании учебного
проекта и способах его реализации.
Обобщать, закреплять и систематизировать представления о материале, изученном на уроках по предмету «Основы православной культуры».
Планировать и корректировать самостоятельную работу; работать в группе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
3,4,7
17
Подведение
итогов (1 ч)
Выполнение одного из заданий в рамках работы над
праздничным проектом.
Презентации результатов работы и их обсуждение
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст учебника или
словаря.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Закреплять представления о содержании учебного проекта и способах его реализации.
Обобщать и систематизировать знания.
Планировать и корректировать самосто-
3,4
18
ятельную работу; работать в группе.
Представлять результаты коллективной
или индивидуальной работы; оценивать
свою деятельность
18
Православие в
России.
Как христианЦерковь. Крещение Руси. Князь
ство пришло на Владимир. Крещение — это
Русь (1 ч)
присоединение к Церкви. Вера в
Единого Бога. Святая Русь. Как
изменилась жизнь киевлян после их крещения
19
Любовь к ближнему.
Подвиг. (1 ч)
Что такое подвиг. Жертва ради другого человека. Жертва
Богу. Подвижник.
Внешний
и внутренний мир человека: какой труднее изменить?
19
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст учебника или
словаря.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Иметь представление о том, как пришло
христианство на Русь, почему Русь называют Святой.
Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.
Использовать речевые средства, навыки
смыслового чтения учебных текстов.
Участвовать в беседе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
3,4,5
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Читать и пересказывать прочитанное.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст учебника
или словаря.
Рассказывать о том, что такое подвиг и
жертвенность.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
3,4
Использовать речевые средства, навыки
смыслового чтения учебных текстов.
Осознавать необходимость соблюдения
нравственных норм жизни; соотносить
морально-нравственные проблемы с личным опытом.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
20
Любовь к ближнему.
Заповеди блаженств. (1 ч)
Заповеди блаженств. Нищие
духом. Царство Небесное.
«Царство
Божие
внутри
нас».
«Блаженны плачущие, ибо они
утешатся». «Блаженны кроткие».
«Блаженны милостивые».
«Блаженны алчущие и жаждущие правды». «Блаженны чистые сердцем»
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Читать и пересказывать прочитанное.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст учебника
или словаря.
Рассказывать об учении Христа, о
Нагорной проповеди Христа, о заповедях
Христа, данных людям в Нагорной проповеди.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы. Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни; соотносить морально-нравственные
проблемы с личным опытом.
Читать текст и соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
3,4
21
Добро и зло в
православной
традиции.
Зачем творить
добро? ( 1 ч )
Как подражают Христу. Самоотверженность. Святой. Почему христиане благодарны Христу
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Читать и пересказывать прочитанное.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.
3,5
20
Рассказывать о том, какие причины есть у
христиан, чтобы не быть эгоистами; о христианских легендах и притчах; об апостоле Андрее
Первозванном.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Осознавать необходимость соблюдения нравственных норм жизни.
Соотносить морально-нравственные проблемы
с личным опытом.
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.
Использовать навыки смыслового чтения при
чтении фрагментов духовной литературы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения.
22
Во что верят
православные
христиане.
Чудо в жизни
христианина (1
ч)
Святая
Троица.
Добродетель.
Главные христианские добродетели
— вера, надежда, любовь
21
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Читать и пересказывать учебный текст.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.
Рассказывать о том, что в христианстве в Боге
Единственность и Троичность едины и совместимы; о том, что такое христианские добродетели.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Делать выводы о необходимости соблюдения
нравственных норм жизни; соотносить моральнонравственные проблемы с личным опытом.
Анализировать свои и чужие поступки с мо-
3,5
Как видеть в людях Христа. Легенда
о Христофоре. Вера христиан в бессмертие. Как вера в Божий суд влияет на поступки людей
рально-нравственных позиций.
Работать в группах и представлять результаты своей работы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.
Рассказывать о евангельских притчах и христианских легендах; о том, как вера в Божий суд
влияет на поступки христиан.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы.
Использовать навыки смыслового чтения при
чтении фрагментов духовной литературы.
Работать в группе; представлять результаты
коллективной или индивидуальной работы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
23
Долг и ответственность.
Православие о
Божием суде (1
ч)
24
Долг и ответственность.
Таинство ПричаТайная вечеря. Христианские таПрогнозировать результаты работы на уроке.
стия (1 ч)
инства — Крещение и Причастие.
Читать и пересказывать учебный текст.
Литургия. Главное назначение ЦеркОбъяснять значение слов (терминов и поняви
тий) с опорой на текст учебника или словаря.
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.
Рассказывать об одном из основных православных таинств; о Литургии; о жизни Церкви.
Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов.
22
3,4
3,4
25
Православный
храм и другие
святыни.
Монастырь ( 1 ч )
Монастырь — образ Царствия Божия на земле.
Кто такие монахи. Кто такие иноки. Почему люди идут в монахи.
Главное правило монашеской жизни:
«Трудись и молись». Послушание.
Монашество. Монашеские обеты.
Постриг монаха
26
Православный
календарь.
Отношение христианина к природе (1 ч)
Что делает человека выше природы.
Книга природы и Библия. Ответственность за мир. Христианское милосердие. Милосердие к животным
23
Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом; участвовать в беседе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Читать и пересказывать учебный текст.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.
Рассказывать об истории возникновения монастырей, о повседневной монастырской жизни, о
нравственных нормах монашества.
Использовать речевые средства, навыки смыслового чтения учебных текстов, построения рассуждений, лексические средства на новом содержательном и мировоззренческом уровне.
Соотносить духовно-нравственные проблемы с
личным опытом. Писать сочинения на моральноэтические темы.
Работать в парах или группах. Представлять
результат этой работы.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Читать и пересказывать учебный текст. Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом
контексте.
Соотносить содержание учебного текста с иллюстративными материалами.
Рассказывать о том, почему, познавая мир,
1,3,4
3,4,8
христианин постигает и замысел его Творца; почему в мире нужно не только познавать, но и трудиться; как отношение к природе связано с милосердием.
Осуществлять поиск необходимой информации в тексте учебника и других источниках для
выполнения учебных заданий.
Участвовать в подготовке проектов. Представлять
результаты коллективной работы.
Соотносить духовно-нравственные проблемы с
реалиями жизни и личным опытом.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
27
Христианская
семья и ее ценности.
Христианская
семья
(1 ч)
Семья — это маленький ковчег,
Прогнозировать результаты работы на уроке.
призванный ограждать детей от беЧитать и пересказывать учебный текст.
ды. Венчание в храме. Тактичность и
Объяснять значение слов (терминов и понялюбовь в отношениях членов семьи. тий) с опорой на текст учебника или словаря.
Взаимное прощение и терпение члеИспользовать знакомые слова в новом миронов семьи. Какое поведение называ- воззренческом контексте.
ется хамским. Семейные праздники и
Рассказывать о традициях заключения брака,
семейные традиции
о том, что такое православная семья, что такое
венчание; о взаимоотношениях членов православной семьи, о библейских текстах и произведениях
древнерусской литературы о семье. Размышлять
и рассуждать на морально-этические темы.
Использовать навыки смыслового чтения при
чтении фрагментов духовной литературы.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Применять навыки осознанного построения
речевых высказываний в соответствии с комму24
1,3,4
28
Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России.
Защита Отечества (1 ч)
Война справедливая — оборонительная. Святые защитники Отечества. Дмитрий Донской. Александр
Невский. Фёдор Ушаков
29
Отношение к
труду.
Христианин в
труде
(1 ч)
Заповеди Творца первым людям.
Нарушение четвёртой заповеди —
заповеди о посте. ТРУД — это лекарство, которое прописано человече25
никативными задачами.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Читать и пересказывать учебный текст.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.
Закреплять и систематизировать представление об основном содержании учебника, важнейших понятиях учебника; о духовных традициях
многонационального народа России, о духовном
мире человека, семьи, общества; о ценности любви в отношениях между людьми и по отношению
к Родине. Размышлять о том, что войны бывают
справедливыми (оборонительными); о том, какие
поступки недопустимы даже на войне. Рассказывать со святых — защитниках Родины.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.
Применять навыки построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами.
Соотносить содержание текста с иллюстративным рядом.
Участвовать в беседе.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Читать и пересказывать учебный текст.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря.
1,2,3,4
3,4,7
ству Богом
30
Любовь и уважение к Отечеству.
Любовь и уважение к Отечеству
Этапы становления духовных тради(1 ч)
ций России. Любовь — основа человеческой жизни. Служение человека
обществу. Родине. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Консультация учителя, как готовиться к урокам
33, 34. Творческие работы (дома с
родителями или законными представителями) на тему «Диалог культур
во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи,
песни, кухня народов России и т. д.)
31
Патриотизм
многонацио-
Святыни право- Традиционные религии России. Пославия, ислама, нятие святыни в религиозной культу26
Использовать знакомые слова в новом мировоззренческом контексте.
Рассказывать о первом грехе людей, о заповедях, о роли труда в жизни православных христиан.
Устанавливать логическую связь между фактами; участвовать в беседе.
Анализировать прочитанное с точки зрения
полученных ранее знаний.
Соотносить изученное с примерами из произведений фольклора и художественной литературы. Актуализировать и систематизировать полученные знания.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Закреплять и систематизировать представление об основном содержании учебника, важнейших понятиях курса; о духовных традициях многонационального народа России, о духовном мире
человека, о культурных традициях и их значении
в жизни человека, семьи, общества; о ценности
любви в отношениях между людьми и по отношению к Родине; о ключевых понятиях урока «служение», «патриотизм».
Отвечать на вопросы, соотносить определения
с понятиями, делать выводы.
Использовать основные понятия курса в устной и письменной речи.
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Объяснять значение слов (терминов и поня-
1,2,3,4
1,2,3
32
нального и многоконфессионального народа
России.
буддизма, иуда- ре. Святыни православия, иудаизма,
изма (1 ч)
ислама, буддизма: священные книги.
культовые предметы и сооружения.
Культурные и духовные ценности.
Общечеловеческое значение культурных и духовных ценностей традиционных религий.
Внеурочная деятельность: посещение культового сооружения других религий (или заочная экскурсия
«Религиозные святыни мира», «Религиозные святыни России»)
Золотое правило
нравственности.
Основные нравственные заповеди православия,
ислама, буддизма, иудаизма,
светской этики
(1 ч)
Нравственность и мораль. Заповеди иудаизма, заповеди христианства, нравственное учение ислама, нравственное учение буддизма.
Этика о нравственных правилах жизни. Золотое правило нравственности
как общечеловеческий моральный
закон
27
тий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов
(устных и письменных). Рассказывать о важнейших понятиях курса ОРКСЭ. Отвечать на вопросы по содержанию других модулей. Систематизировать и обобщать знания.
Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические
темы;
соотносить
моральнонравственные проблемы с личным опытом. Писать сочинение.
Представлять результаты индивидуальной
учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.).
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Осмыслять важнейшие нравственные понятия
курса ОРКСЭ.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов
(устных и письменных).
Систематизировать и обобщать знания, полученные на предыдущих уроках.
Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии в моральных законах разных народов России.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические
темы;
соотносить
моральнонравственные проблемы с личным опытом. Представлять результаты индивидуальной учебной
3,4
33
Патриотизм
многонационального и многоконфессионального народа
России.
Российские православные, исламские, буддийские, иудейские, светские
семьи ( 1 ч )
Семья как основа жизни человека.
Род и семья — истоки нравственных
отношений. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Христианская семья. Семья в исламе. Семья
в буддийской культуре. Семейные
традиции. Родовое древо
34
Отношение к
труду.
Отношение к
труду и природе
в православии,
исламе, буддизме, иудаизме,
светской этике
(1 ч)
Труд в жизни человека и общества.
Позитивное отношение к труду в религиозных культурах и светской этике. Бережное отношение к природе и
ответственность человека за окружающий мир.
28
деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.).
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на уроке.
Объяснять значение слов (терминов и понятий) с опорой на текст учебника или словаря. Использовать их при создании собственных текстов
(устных и письменных).
Рассказывать о важнейших семейных ценностях народов России.
Систематизировать и обобщать знания.
Анализировать и сопоставлять факты, находить аналогии.
Представлять результаты индивидуальной
учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.).
Проверять себя и самостоятельно оценивать
свои достижения
Прогнозировать результаты работы на
уроке.
Объяснять значение слов (терминов и
понятий) с опорой на текст учебника или
словаря. Использовать их при создании
собственных текстов (устных и письменных).
Рассказывать об отношении к труду и
природе в различных религиях и светской
этике. Систематизировать и обобщать
знания, полученные при изучении курса
ОРКСЭ.
Анализировать и сопоставлять факты,
находить
3,4
3,4,7,8
аналогии.
Размышлять и рассуждать на моральноэтические темы; соотносить моральнонравственные проблемы с личным опытом.
Представлять результаты индивидуальной учебной деятельности (доклады, выставки, творческие работы и др.).
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
Основные направления воспитательной деятельности:
1.Гражданское воспитание;
2. Патриотическое воспитание и — формирование российской идентичности;
3. Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;
4. Приобщение детей к культурному наследию — (Эстетическое воспитание);
5. Ценности научного познания;
6. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья
7. Трудовое воспитание;
8. Экологическое воспитание.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания № 1
методического объединения учителей
начальных классов МБОУ-СОШ№ 8
от 28 августа 2023 года
__________ И.Г. Ивлева
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
____________ Т.В. Афанасьева
29 августа 2023 года
29
30