Краснодарский край город Армавир Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 8 Подписано: Пономаренко Карина Геворговна DN: cn=Пономаренко Карина Геворговна, c=RU, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8, email=school8.armavir@mail.ru Дата: 2024.11.16 10:53:57 +03'00' УТВЕРЖДЕНО решение педсовета протокол №1 от 30.08.2024 года Председатель педсовета ______________ К.Г.Пономаренко Рабочая программа по внеурочной деятельности «Математическая грамотность» Уровень образования - начальное общее образование (1 класс) Количество часов – 33 ч. Учитель - Ивлева И.Г. Пояснительная записка Рабочая программа курсу «Математическая грамотность» разработана и составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной общеобразовательной программы начального общего образования, авторской программы под руководством Н. Б. Истоминой курса «Наглядная геометрия» (Москва: «Линка – Пресс»). Программа курса «Математическая грамотность» рассчитана на один год обучения по 1 часу в неделю. Сроки реализации курса «Математическая грамотность» 1 год. Программа рассчитана на 33 часа, по 1 часу в неделю в 1 классе начальной школы. В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений. Приоритетной целью начального курса математики является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения). В отношении геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Задача развития пространственного мышления младшего школьника может и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно геометрическое содержание представляет в этом плане большие возможности, так как предметом изучения геометрии являются формы объектов, их размеры и взаимное расположение. Цель курса– расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. Задача курса – используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения геометрического материала; способствовать формированию у детей умения решать задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся. Программа предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом определяющемся уровнем сформированности наглядно — действенного и нагляднообразного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать. Общая характеристика предмета Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом рассматриваются вопросы алгебраического и геометрического содержания. Задача геометрической пропедевтики – развитие у младших школьников пространственных представлений, ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур, формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин. Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших школьников различных форм математического мышления, формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся. Курс включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся. Изложение геометрического материала в курсе проводится в нагляднопрактическом плане, как бы следуя историческому процессу развития геометрических понятий. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса. Для выполнения заданий такого рода используются такие виды деятельности, как наблюдение, изготовление (рисование) двухмерных и трехмерных геометрических фигур из бумаги, картона, счетных палочек, пластилина, мягкой проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для установления простейших свойств фигур (например, равенства, равносоставленности, равновеликости, симметричности); измерение, моделирование. Использование моделирования в процессе обучения создает благоприятные условия для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование, классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению уровня знаний, умений и навыков младших школьников. Основные формы и методы работы: В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, творческие и практические занятия; индивидуальная деятельность; различные методы обучения: словесный (устное изложение, беседа, рассказ); наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу); практический (учащиеся не только воспринимают и усваивают готовую информацию, но и участвуют в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом). В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы: 1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом. 2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности. 3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики. 4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. 5. Принцип психологическойкомфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома». У учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления личности ребёнка. 6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления. 7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. 1. Планируемые результаты освоения курса Личностными результатами курса «Наглядная геометрия» является формирование следующих умений: · самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества); · в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения; · формирование внутренней позиции школьника; · адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы. Метапредметными результатами освоения данного курса будет: · овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления; · освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; · формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; · формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; · освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; · испльзование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; · овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Предметными результатами освоения данного курса будет: · использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений; · овладение основами логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов; · приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задача; · вычислять периметр геометрических фигур; · выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники; · строить окружность по заданному радиусу или диаметру; · выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные; · распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар; Выпускник научится: · описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости; · распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг); · выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника; · использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач; · распознавать и называть геометрические тела (куб, шар); · соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур. · измерять длину отрезка; · вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; · оценивать размеры геометрических объектов Выпускник получит возможность научиться: · распознавать плоские и кривые поверхности; · распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры; · распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус. 2.Содержание программы 1 класс Раздел 1.Взаимное расположение предметов. (Уточняются представления детей о пространственных отношениях «справа — слева», «перед — за», «между», «над — под» и т, д.) – 15 часов Раздел 2.Целое и части. (Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур. Геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур — её частей.) – 6 часов Раздел 3.Поверхности. Линии. Точки. (У школьников формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умения проводить на них линии и изображать их на рисунке). Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области. – 12 часов Тематическое планирование № Название раздела, темы п/ п 1 Взаимное расположение предметов (15часов) 2 Целое и части (6часов 3 Поверхности. Линии. Точки. Общее количество часов Количество часов 15 ч. 6 ч. 12 ч. 33 ч. Календарно-тематическое планирование 1 класс (33 часа) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Тема Уточнить представления о пространственных отношениях «справа — слева», «между». Повторить пространственные отношениях «справа — слева», «между». Ориентирование по «схеме тела» относительно произвольной точки отсчёта. Ориентирование по «схеме тела» относительно произвольной точки отсчёта. Отношения «слева — справа», «за перед», «над — под», «ближе — дальше». Видимые и невидимые части фигур. Отношения «слева — справа», «за перед», «над — под», «ближе — дальше». Видимые и невидимые части фигур. Квадрат, прямоугольник, треугольник. Конструирование фигурок из палочек. Характеристика основных видов деятельности ученика Обеспечение интернет ресурсами Подготовка к изучению чисел. Пространственные и временные представления Учащиеся осваивают первоначальные https://yandex.ru умения: /video/preview/1 - задавать вопросы; - вступать в учебный 4465654408093 диалог; пользоваться условными 590980 обозначениями; оценивать результаты своей работы на уроке. –оперировать словами «справа - слева», «Между». https://yandex.ru/vi Продолжить формировать у первоклассников умение ориентироваться deo/preview/14534 297137508064095 по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта. Продолжить формировать у первоклассников умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта. https://yandex.ru/vi deo/preview/89178 75796562949468 https://yandex.ru/vi deo/preview/86093 84607348828028 Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике, Обучать конструированию этих фигур из https://yandex.ru/vi deo/preview/86093 84607348828028 Плановые сроки прохождения темы Фактические сроки прохождения темы 9. 10. 11. 12. 13. Квадрат, прямоугольник, треугольник. Чертим фигуры . Квадрат, прямоугольник, треугольник. Чертим фигуры. Отношения «слева – справа», «на»,под», «между». Квадрат, треугольник, круг. Квадрат, треугольник, круг. 14. Ориентироваться на плоскости и в пространстве. 15. Ориентироваться на плоскости и в пространстве. 16. Форма, размер. Конструирование прямоугольника. 17. Конструирование геометрических фигур. 18. Конструирование треугольников. 19. Конструирование прямоугольника из данных фигур. 20. Конструирование прямоугольника из данных фигур. 21. Конструирование и составление фигур. 22. Плоская и кривая поверхность. палочек. Продолжить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке. Проверить усвоение учащимися отношений«слева — справа», «на»,под», «между», их представления о круге, квадрате, треугольнике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы. Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы. Проверить представления детей о форме, размере. Формировать умение конструировать прямоугольник из двух фигур. Формировать у первоклассников умение конструировать треугольники из двух данных фигур. Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур. https://yandex.ru/vi deo/preview/65547 69878309293303 https://yandex.ru/vi deo/preview/11491 895029909749091 https://dzen.ru/medi a/ryadom_s_detmi/ orientirovanie-naliste-videouroki5eecad477b585908 713defb4 https://yandex.ru/vi deo/preview/79372 316595918836 https://yandex.ru/vi deo/preview/16786 185251273146320 https://yandex.ru/vi deo/preview/14242 183464915278229 Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (целое) из других фигур (её частей). Формировать у первоклассников https://yandex.ru/vi представления о плоской и кривой deo/preview/59227 23. Плоская и кривая поверхность. Распознавание на геометрических телах. 24. Понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия». 25. Положение поверхностей в пространстве. 26. Невидимые линии на рисунке. 27. Невидимые линии на рисунке. 28. Понятия «область», «граница области». 29. Понятия «область», «граница области». 30. Соседние и не соседние области. фигурок из палочек. поверхностях Продолжить формирование представлений о плоской и кривой поверхностях и умение распознавать их на изображениях геометрических тел. Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; расширить представления первоклассников о поверхностях; учить их определять взаимное положение плоских поверхностей в пространстве. Познакомить детей с изображением на рисунке невидимых линий; продолжить формировать умение распознавать плоские и кривые поверхности Познакомить школьников с понятиями «область», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях. Формировать у ребят представления о соседних и не соседних областях. 60062586266856 https://yandex.ru/vi deo/preview/54797 51815941948403 https://yandex.ru/vi deo/preview/61254 39094675495424 https://infourok.ru/s cenarij-urokaoblasti-i-granicy-1klass-6044171.html https://yandex.ru/vi deo/preview/82078 21736883257901?te xt=Соседние%20и %20не%20соседни е%20области.%20 фигурок%20из%20 палочек..1%20клас с%20видеоурок%2 0математика&path =yandex_search&p arentreqid=16631739394 108161781328490947816 9783-sas3-100006c-sas-l7-balancer- 31. Деление области с помощью линий. Область с «дыркой». Учить первоклассников выполнять деление области на части с помощью линий. Формировать представление об области с «дыркой». 32. Деление области с помощью линий. Область с «дыркой». 33. Повторение за курс 1 класса. Систематизация знаний. Всего: 33 часа 8080-BAL8982&from_type=v ast https://yandex.ru/vi deo/preview/13719 211434506585926? text=Части%20фиг ур.1%20класс%20 видеоурок%20мат ематика&path=yan dex_search&parentreqid=16631740250 190621363332979903515 0988-sas3-07497ac-sas-l7-balancer8080-BAL1022&from_type=v ast https://yandex.ru/vi deo/preview/80896 31015289147537?te xt=круга.1%20клас с%20видеоурок%2 0математика&path =yandex_search&p arentreqid=16631740828 159174656813339966661 361-sas3-0979-e6bsas-l7-balancer8080-BAL5551&from_type=v ast Приложение Материально-технического обеспечения образовательного процесса Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) Реализация образовательного стандарта второго поколения. Перспективная начальная школа. Программы по учебным предметам. Программы внеурочной деятельности 1-4 классы, в двух частях. Учебники. Печатные пособия Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения. Альбомы демонстративного и раздаточного материала. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету. Технические средства обучения Флеш накопители, диски, аудио кассеты, магнитофон. Экранно-звуковые пособия Интерактивная доска, ноутбуки, компьютеры. Оборудование класса Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенные доски. Демонстрационная подставка (для образцов изготавливаемых изделий). Подставки для книг, держатели таблиц, схем. Справочный блок программы Список литературы для учителя: Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 1 класса общеобразовательных учреждений.Москва: «Линка – Пресс», 2012 г. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 2 класса общеобразовательных учреждений.Москва: «Линка – Пресс», 2012 г. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 3 класса общеобразовательных учреждений.Москва: «Линка – Пресс», 2012 г. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 4 класса общеобразовательных учреждений.Москва: «Линка – Пресс», 2012 г. Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов.Москва: «Линка – Пресс», 2012 г. для учеников: Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 1 класса общеобразовательных учреждений.Москва: «Линка – Пресс», 2012 г. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 2 класса общеобразовательных учреждений.Москва: «Линка – Пресс», 2012 г. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 3 класса общеобразовательных учреждений.Москва: «Линка – Пресс», 2012 г. Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 4 класса общеобразовательных учреждений.Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.