Математическая грамотность 1 класс

Краснодарский край
город Армавир
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 8

Подписано: Пономаренко Карина Геворговна
DN: cn=Пономаренко Карина Геворговна, c=RU,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
№8, email=school8.armavir@mail.ru
Дата: 2024.11.16 10:53:57 +03'00'

УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 30.08.2024 года
Председатель педсовета
______________ К.Г.Пономаренко

Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Математическая

грамотность»

Уровень образования - начальное общее образование (1 класс)
Количество часов – 33 ч.
Учитель - Ивлева И.Г.

Пояснительная записка
Рабочая программа курсу «Математическая грамотность» разработана и
составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта
начального общего образования, Основной общеобразовательной программы начального
общего образования, авторской программы под руководством Н. Б. Истоминой курса
«Наглядная геометрия» (Москва: «Линка – Пресс»).
Программа курса «Математическая грамотность» рассчитана на один год обучения по 1
часу в неделю. Сроки реализации курса «Математическая грамотность» 1 год. Программа
рассчитана на 33 часа, по 1 часу в неделю в 1 классе начальной школы.
В начальной школе геометрия служит опорным предметом для изучения смежных
дисциплин, а в дальнейшем знания и умения, приобретённые при её изучении, станут
необходимыми для применения в жизни и фундаментом обучения в старших классах
общеобразовательных учреждений.
Приоритетной целью начального курса математики является формирование у
младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной
деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения). В
отношении геометрической линии данная концепция находит своё выражение в
целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших
школьников. Задача развития пространственного мышления младшего школьника может
и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно геометрическое
содержание представляет в этом плане большие возможности, так как
предметом изучения геометрии являются формы объектов, их размеры и взаимное
расположение.
Цель курса– расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном
расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и
их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность
читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего
школьника языке.
Задача курса – используя тот объем геометрических знаний, с которыми ребенок
приходит в школу, создать большие возможности для эффективного изучения
геометрического материала; способствовать формированию у детей умения решать
задачи, развивать пространственное и логическое мышление учащихся. Программа
предусматривает благополучное развитие высших форм мышления, во многом
определяющемся уровнем сформированности наглядно — действенного и нагляднообразного мышления. Задача педагога «не напичкать» ребенка терминологией и
доказательствами из систематического курса геометрии, а сформировать у него умение
моделировать, конструировать, представлять, предвидеть, сравнивать.
Общая характеристика предмета
Стержнем любого начального курса математики является арифметика натуральных
чисел и основных величин. В тесной связи с арифметическим материалом
рассматриваются вопросы алгебраического и геометрического содержания. Задача
геометрической пропедевтики – развитие у младших школьников пространственных
представлений, ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур,
формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением
геометрических величин.
Важной задачей изучения геометрического материала является развитие у младших
школьников различных форм математического мышления, формирование приемов
умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.
Курс включает знакомство с основными линейными и плоскостными
геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и

телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в
курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.
Изложение геометрического материала в курсе проводится в нагляднопрактическом плане, как бы следуя историческому процессу развития геометрических
понятий. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные
свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур
выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая
изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах,
окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих
конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере
прохождения изучаемого курса. Для выполнения заданий такого рода используются такие
виды деятельности, как наблюдение, изготовление (рисование) двухмерных и трехмерных
геометрических фигур из бумаги, картона, счетных палочек, пластилина, мягкой
проволоки и др., несложные геометрические эксперименты для установления простейших
свойств
фигур (например,
равенства,
равносоставленности,
равновеликости,
симметричности); измерение, моделирование.
Использование моделирования в процессе обучения создает благоприятные
условия для формирования таких приемов умственной деятельности как абстрагирование,
классификация, анализ, синтез, обобщение, что, в свою очередь, способствует повышению
уровня знаний, умений и навыков младших школьников.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, творческие и практические занятия;
индивидуальная деятельность;
различные методы обучения:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
практический (учащиеся не только воспринимают и усваивают готовую информацию, но
и участвуют в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с
педагогом).
В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само
обучение
называют
деятельностным
подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с
дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе.
Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении
применять
их
в
своей
практической
деятельности.
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения
на
уровне
методологии,
содержания
и
методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику
содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это
содержание
по
минимальному
уровню.
5. Принцип психологическойкомфортности предполагает снятие по возможности всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в классе и на уроке такой
атмосферы, которая расковывает учеников, и в которой они чувствуют себя «как дома». У
учеников не должно быть никакого страха перед учителем, не должно быть подавления
личности
ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то
есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения
осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед
ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.
7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на

творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного
опыта
творческой
деятельности.
1. Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами курса «Наглядная геометрия» является формирование
следующих
умений:
· самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при
общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);
· в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в
пользу
действий,
соотносящихся
с
этическими
нормами
поведения;
· формирование
внутренней
позиции
школьника;
· адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.
Метапредметными
результатами освоения
данного
курса
будет:
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиск
средств
ее
осуществления;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные
способы
достижения
результата;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способствовать
конструктивно
действовать
даже
в
ситуации
неуспеха;
· освоение
начальных
форм
познавательной
и
личностной
рефлексии;
· испльзование знаково – символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
· овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно —
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Предметными
результатами освоения
данного
курса
будет:
· использование начальных математических знаний для описания и объяснения
окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и
пространственных
отношений;
· овладение основами логического и алгоритмического мышления. пространственного
воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки,
наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;
· приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно
–
познавательных
и
учебно
–
практических
задача;
· вычислять
периметр
геометрических
фигур;
· выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный
и
равносторонний
треугольники;
· строить
окружность
по
заданному
радиусу
или
диаметру;
· выделять
из
множества
геометрических
фигур
плоские
и
объемные;
· распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч,
ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе
треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр),
шар;
Выпускник научится:
· описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
· распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная,
прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
· выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок,

квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
· использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
· распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);
· соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
· измерять длину отрезка;
· вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь
прямоугольника и квадрата;
· оценивать размеры геометрических объектов
Выпускник получит возможность научиться:
· распознавать плоские и кривые поверхности;
· распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;
· распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду,
цилиндр, конус.
2.Содержание программы
1 класс
Раздел 1.Взаимное расположение предметов. (Уточняются представления детей о
пространственных отношениях «справа — слева», «перед — за», «между», «над — под» и
т, д.) – 15 часов
Раздел 2.Целое и части. (Расширяются представления младших школьников о способах
конструирования геометрических фигур. Геометрическая фигура рассматривается как
целое, которое можно составить из нескольких других фигур — её частей.) – 6 часов
Раздел 3.Поверхности. Линии. Точки. (У школьников формируются первые представления
о кривой и плоской поверхностях, умения проводить на них линии и изображать их на
рисунке). Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей:
соседние, несоседние области, граница области. – 12 часов
Тематическое планирование
№ Название раздела, темы
п/
п
1
Взаимное расположение предметов (15часов)
2
Целое и части (6часов
3
Поверхности. Линии. Точки.
Общее количество часов

Количество
часов
15 ч.
6 ч.
12 ч.
33 ч.

Календарно-тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№
п/п

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.
8.

Тема

Уточнить представления о
пространственных отношениях
«справа — слева», «между».
Повторить пространственные
отношениях «справа — слева»,
«между».
Ориентирование по «схеме тела»
относительно произвольной точки
отсчёта.
Ориентирование по «схеме тела»
относительно произвольной точки
отсчёта.
Отношения «слева — справа», «за
перед», «над — под», «ближе —
дальше». Видимые и невидимые
части фигур.
Отношения «слева — справа», «за
перед», «над — под», «ближе —
дальше».
Видимые и невидимые части фигур.
Квадрат, прямоугольник,
треугольник. Конструирование
фигурок из палочек.

Характеристика основных видов
деятельности ученика

Обеспечение
интернет
ресурсами

Подготовка к изучению чисел.
Пространственные и временные представления
Учащиеся осваивают первоначальные
https://yandex.ru
умения:
/video/preview/1
- задавать вопросы; - вступать в учебный
4465654408093
диалог; пользоваться условными
590980
обозначениями; оценивать результаты
своей работы на уроке. –оперировать
словами «справа - слева», «Между».
https://yandex.ru/vi
Продолжить формировать у
первоклассников умение ориентироваться deo/preview/14534
297137508064095
по «схеме тела» и относительно
произвольной точки отсчёта.
Продолжить формировать у
первоклассников умение ориентироваться
по «схеме тела» и относительно
произвольной точки отсчёта.

https://yandex.ru/vi
deo/preview/89178
75796562949468
https://yandex.ru/vi
deo/preview/86093
84607348828028

Уточнить представления детей о
квадрате, прямоугольнике, треугольнике,
Обучать конструированию этих фигур из

https://yandex.ru/vi
deo/preview/86093
84607348828028

Плановые сроки
прохождения
темы

Фактические
сроки
прохождения
темы

9.
10.
11.
12.
13.

Квадрат, прямоугольник,
треугольник. Чертим фигуры .
Квадрат, прямоугольник,
треугольник. Чертим фигуры.
Отношения «слева – справа»,
«на»,под», «между».
Квадрат, треугольник, круг.
Квадрат, треугольник, круг.

14. Ориентироваться на плоскости и в
пространстве.
15. Ориентироваться на плоскости и в
пространстве.
16. Форма, размер.
Конструирование прямоугольника.
17. Конструирование геометрических
фигур.
18. Конструирование треугольников.
19. Конструирование прямоугольника
из данных фигур.
20. Конструирование прямоугольника
из данных фигур.
21. Конструирование и составление
фигур.
22. Плоская и кривая поверхность.

палочек. Продолжить формировать
представления об изображении видимых и
невидимых частей фигур на рисунке.
Проверить усвоение учащимися
отношений«слева — справа», «на»,под»,
«между», их представления о круге,
квадрате, треугольнике, умение выделять
на рисунке предметы одинаковой и разной
формы.
Проверить умение детей
ориентироваться на плоскости и в
пространстве, распознавать предметы
одинаковой и различной формы.
Проверить представления детей о форме,
размере. Формировать умение
конструировать прямоугольник из двух
фигур.
Формировать
у
первоклассников
умение конструировать треугольники из
двух данных фигур.
Обучать
конструированию
прямоугольника из данных фигур.

https://yandex.ru/vi
deo/preview/65547
69878309293303

https://yandex.ru/vi
deo/preview/11491
895029909749091
https://dzen.ru/medi
a/ryadom_s_detmi/
orientirovanie-naliste-videouroki5eecad477b585908
713defb4
https://yandex.ru/vi
deo/preview/79372
316595918836
https://yandex.ru/vi
deo/preview/16786
185251273146320
https://yandex.ru/vi
deo/preview/14242
183464915278229

Проверить
умения
учащихся
конструировать фигуру из палочек и
составлять фигуру (целое) из других
фигур (её частей).
Формировать
у
первоклассников https://yandex.ru/vi
представления о плоской и кривой deo/preview/59227

23. Плоская и кривая поверхность.
Распознавание на геометрических
телах.
24. Понятия «незамкнутая линия»,
«замкнутая линия», «ломаная
линия».
25. Положение поверхностей в
пространстве.
26. Невидимые линии на рисунке.
27. Невидимые линии на рисунке.
28. Понятия «область», «граница
области».
29. Понятия «область», «граница
области».
30. Соседние и не соседние области.
фигурок из палочек.

поверхностях
Продолжить формирование
представлений о плоской и кривой
поверхностях и умение распознавать их на
изображениях геометрических тел.
Уточнить понятия «незамкнутая
линия», «замкнутая линия», «ломаная
линия»; расширить представления
первоклассников о поверхностях; учить их
определять взаимное положение плоских
поверхностей в пространстве.
Познакомить детей с изображением на
рисунке невидимых линий; продолжить
формировать
умение
распознавать
плоские и кривые поверхности
Познакомить школьников с понятиями
«область», «граница области». Учить
проводить линии внутри области при
определённых условиях.
Формировать у ребят представления о
соседних и не соседних областях.

60062586266856

https://yandex.ru/vi
deo/preview/54797
51815941948403

https://yandex.ru/vi
deo/preview/61254
39094675495424
https://infourok.ru/s
cenarij-urokaoblasti-i-granicy-1klass-6044171.html
https://yandex.ru/vi
deo/preview/82078
21736883257901?te
xt=Соседние%20и
%20не%20соседни
е%20области.%20
фигурок%20из%20
палочек..1%20клас
с%20видеоурок%2
0математика&path
=yandex_search&p
arentreqid=16631739394
108161781328490947816
9783-sas3-100006c-sas-l7-balancer-

31. Деление области с помощью линий.
Область с «дыркой».

Учить
первоклассников
выполнять
деление области на части с помощью
линий. Формировать представление об
области с «дыркой».

32. Деление области с помощью линий.
Область с «дыркой».

33. Повторение за курс 1 класса.

Систематизация знаний.
Всего: 33 часа

8080-BAL8982&from_type=v
ast
https://yandex.ru/vi
deo/preview/13719
211434506585926?
text=Части%20фиг
ур.1%20класс%20
видеоурок%20мат
ематика&path=yan
dex_search&parentreqid=16631740250
190621363332979903515
0988-sas3-07497ac-sas-l7-balancer8080-BAL1022&from_type=v
ast
https://yandex.ru/vi
deo/preview/80896
31015289147537?te
xt=круга.1%20клас
с%20видеоурок%2
0математика&path
=yandex_search&p
arentreqid=16631740828
159174656813339966661
361-sas3-0979-e6bsas-l7-balancer8080-BAL5551&from_type=v
ast

Приложение
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Реализация образовательного стандарта второго поколения.
Перспективная начальная школа.
Программы по учебным предметам.
Программы внеурочной деятельности 1-4 классы, в двух частях. Учебники.
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения.
Альбомы демонстративного и раздаточного материала.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету.
Технические средства обучения
Флеш накопители, диски, аудио кассеты, магнитофон.
Экранно-звуковые пособия
Интерактивная доска, ноутбуки, компьютеры.
Оборудование класса
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенные доски.
Демонстрационная подставка (для образцов изготавливаемых изделий).
Подставки для книг, держатели таблиц, схем.
Справочный блок программы
Список литературы для учителя:
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 1 класса
общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс», 2012 г.
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 2 класса
общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс», 2012 г.
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 3 класса
общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс», 2012 г.
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 4 класса
общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс», 2012 г.
Н.Б. Истомина. Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» для 1 – 4
классов.Москва: «Линка – Пресс», 2012 г.
для учеников:
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 1 класса
общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс», 2012 г.
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 2 класса
общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс», 2012 г.
Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 3 класса
общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс», 2012 г.

Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. Рабочая тетрадь «Наглядная геометрия»для 4 класса
общеобразовательных учреждений.Москва:
«Линка – Пресс», 2012 г.


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».