МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края Подписано: Пономаренко Карина Геворговна DN: cn=Пономаренко Карина Геворговна, c= RU, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8, email=school8.armavir@mail.ru Дата: 2024.11.16 11:15:54 +03'00' МБОУ - СОШ № 8 РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО МО учителей математического цикла заместитель директора Директор МБОУСОШ №8 _____________ Мужичук М.В. ___________ Кобченко М.В. _____________ Пономаренко К.Г. на методическом совете №1 от «29» о8 2024 г. педагогическом совете №1 от «30» 08 2024 г. Приказ №198 от «30» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Функциональная грамотность» для обучающихся 7класса город Армавир 2024 год Пояснительная записка Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, её включённости в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности. Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов. Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Содержание курса Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Читательская грамотность «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приёмам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приёмам соотнесения графической и текстовой информации, приёмам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надёжность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. Математическая грамотность Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРСМОТНОСТЬ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Изучение математики по данной программе способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и примерной программе воспитания. Личностные результаты: • формирование активной жизненной позиции; • развитие начальных навыков экономического стиля мышления в области экономических отношений в семье и обществе; • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои по- ступки; планирование собственного бюджета; • уважение к труду; • приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения реальных экономических ситуаций. Метапредметные результаты: • развитие умений поиска информации, необходимой для решения математических задач; • формирование умений представлять информацию в виде информационной модели (таблицы, схемы, графика, диаграммы и т.п.); • развитие логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей; • развитие речи посредством овладения предметными и межпредметными понятиями; • формирование навыков планирования действий с помощью учителя и самостоятельно; • развитие способности критического отношения к полученным результатам: самооценка и взаимооценка, корректировка действий, принятие идей и замечаний других людей; • развитие навыков коммуникации: составление устных и письмен- ных текстов, ведение диалога, принятие других точек зрения, рас- пределение функций и ролей при совместной деятельности; • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку ситуации; • умение переложить знакомую математическую задачу в контекст проблемной ситуации других дисциплин, в окружающей жизни. Предметные результаты: • освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов. • умений приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и для решения бытовых задач в области семейной экономики ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС Количество часов № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Тема урока Понятие «финансовая математика», знакомство с экономическими задачами Решение простейших экономических задач Стоимостные характеристики: размеры платежей, кредитов, долговых обязательств Временные данные: даты и сроки выплат, отсрочки платежей, продолжительность льготных периодов. Специфические элементы: процентные и учетные ставки. Функциональная зависимость трех основных параметров и ее значимость. Простые и сложные проценты. Простые и сложные проценты. Контрольные работы Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 9 Простой и сложный процентный рост. 1 10 Простой и сложный процентный рост. 1 11 Основные термины при решении финансовых задач. 1 12 Виды процентных ставок и способы начисления. 1 13 Виды процентных ставок и способы начисления. 1 14 Виды процентных ставок и способы начисления. 1 15 Базовые операции финансовой 1 Практические работы Дата изучения математики. 16 17 18 19 20 21 22 Базовые операции финансовой математики. Задачи на оптимальный выбор Решение простейших экономических задач Понятия: процент, пропорция, акция, кредит, капитал, выгодное предложение Практикум решения заданий экономического характера через пропорции Практикум решения заданий экономического характера через пропорции Практикум решения заданий экономического характера через пропорции 1 1 1 1 1 1 1 23 Практикум решения статистических задач 1 24 Практикум решения статистических задач 1 25 Понятие объема геометрического тела 1 26 Простейшие геометрические задачи КИМ ОГЭ 1 27 Понятие взаимозависимости величин 1 28 29 30 Линейная зависимость Линейная зависимость Систематизация знаний по разделу «Разные задачи по формулам» 1 1 1 31 Зачетное занятие по разделу «Разные задачи по формулам» 1 32 Решение различных математических задач 1 1 33 34 Решение различных математических задач итоговый тест 1 1